Среда
24.04.2024
14:43
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Доклад № 2 »
Меню сайта

Наш опрос
Нравится ли вам детский садик Рябинушка?
Всего ответов: 1241

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению

Доклад

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в группе коррекционной направленности

Подготовил учитель-логопед
МБДОУ детского сада № 42 «Рябинушка»
Лужбина Татьяна Вячеславовна

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах и имеет свою специфику. В начале учебного года первые две недели отводятся на обследование детей. В задачу воспитателя входит выявление степени отставания детей по всем видам учебной и игровой деятельности. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. Совместно с логопедом воспитатель анализирует особенности речевого развития детей. Воспитатель должен иметь представление о том, пользуется ли ребёнок краткой или развёрнутой формой высказывания, владеет ли разными типами связной речи, доступными по возрасту детям старшей группы: рассказ по картине, по серии картин, описанием предмета, рассказом из личного опыта. Исходя из неоднородности состава детей, обусловленной этиологией нарушения и социокультурными факторами, важно в результате первичного обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, предлагаемого для средней и старшей группы детского сада общеразвивающего вида. Возможны разные варианты соответствия программным требованиям: полностью соответствует, отстает, значительно отстаёт (что чаще всего и бывает). На педагогическом совете или совещании логопеда и воспитателей логопедической группы обсуждаются результаты обследования , выбор типовой программы, варианты её реализации с учётом возможностей детей, чтобы речевой материал был соотнесён с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого  развития детей. Чрезмерные речевые нагрузки могут негативно повлиять на процесс коррекции.

Занятия, направленные на развитие правильной связной речи (уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи), проводятся в течение года как воспитателем, так и логопедом.

Процесс воспитания и обучения в детском саду предусматривает определённый круг знаний об окружающем мире и соответствующий объём словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Поэтому, логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют (дублируют), а дополняют друг друга.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом.

Воспитатель ориентируется на программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня детей, осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках). Закрепляет достигнутый на занятиях логопеда результат. Процесс обучения родному языку имеет некоторое своеобразие.

В начале обучения воспитатель использует преимущественно методы и приёмы развития речи, не требующего развёрнутого высказывания детей. Так, широко применяется наглядный метод обучения: экскурсии, знакомство детей с различными объектами, показ картин, видеофильмов, презентаций. Использование словесных методов обучения сводится преимущественно к чтению детям художественных произведений, рассказам воспитателя, беседам. Большое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи. Сюда относятся различные формы вопросов и ответов: краткий ответ, позже развёрнутый ответ, понимание различных вариантов вопроса, умение поддерживать разговор с собеседником. Во втором полугодии уже больше внимания уделяется развитию монологической речи.

Воспитателю необходимо внимательно прислушиваться к речи детей и хорошо знать, над какими разделами коррекции произношения в данный момент работает логопед. Воспитатель не должен повторять за ребёнком неверное слово или форму, а должен дать речевой образец. Если ошибка произошла на речевом материале, который усвоен основным составом группы, то следует попросить ребёнка  произнести слово правильно, если нет, лучше чётко повторить образец.

Важно научить детей руководством воспитателя и логопеда слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять.

Содержание логопедических занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленных детьми в процессе работы воспитателя по разделам программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно-падежным управлением.

Работа логопеда над словарём носит выборочный характер, в неё входят накопления и уточнения слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно-ласкательное значение, понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов, знакомство с многозначностью слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение.

Основная цель лексических заданий – научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений. Сначала используются модели, предлагаемые логопедом, а затем – самостоятельно. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространённого предложения. Для логопедических занятий подбираются определённые группы слов и синтаксических конструкций, в образовании которых дети наиболее часто допускают грамматические ошибки. Используются упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с личными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию порядковых числительных с существительными. Постепенно усвоенные типы речевых конструкций логопед включает в работу над связной речью.

В группах коррекционной направленности ведётся тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, в которой отражается групповая и индивидуальная работа . (всё по тетради). В группах созданы логопедические уголки, оснащённые дидактическими играми, картотекой подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики. Присутствие воспитателя на фронтальных занятиях логопеда также позволяют осуществлять преемственность в работе воспитателя и логопеда.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп