Четверг
28.03.2024
22:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Профилактика дислексии и дисграфии »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 556

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению

Профилактика дислексии и дисграфии

Статью подготовил:
учитель-логопед
Лужбина Татьяна Вячеславовна

Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письма и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 25% от общей школьной популяции. Эти факты свидетельствуют о том, что четверть детского населения страны не владеет родным языком! Ещё более печально знать, что трудности письма и чтения, которые возникают у старших дошкольников и школьников, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными. Наиболее часто встречаются следующие проблемы:

1.    Несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов.

2.    Нечитаемый почерк.
3.    Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило».
4.    Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма.
5.    Неумение составлять связные, логичные тексты.
6.    Нелюбовь и даже ненависть к чтению.

 

Можно выделить чисто нейропсихологические предпосылки, затрудняющие усвоение языка.Но зачастую они отягощены ещё и психологическими сложностями. Приходится решать проблемы в комплексе.

Из каких аспектов складывается грамотность? Как из пазлов складывается целостная картинка,так грамотность складывается из трёх основных  блоков. Первый из них – нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное равитие психических функций, необхадимых для того, чтобы писать. Второй аспект – социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребёнка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению. Третий аспект – психологический, то есть уровень мотивации ребёнка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.

В настоящее время у 70% детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь  базально-лобных отделов. Эти отделы расположены в глубине мозга, в верхней части его ствола и первыми принимают информацию извне. Они питают мозг, как батарейка электроприборы.Если их тонус снижен, то «полуспят»и отделы мозговой коры, обеспечивающие хранение и переработку информации – слуховой, зрительной, речедвигательной и двигательной. Именно это чаще всего у ребёнка с нормальным слухом, зрением и интеллектом становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения во время занятий. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!

Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия говорил о том, что « акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности  какого-либо одного «центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга.»

Все отделы мозга, по А.Р. Лурия, условно разделены на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок быстро утомляется. Это часто расценивается учителем как интеллектуальная недостаточность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлёными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для провышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальнай массаж и двигательная коррекция.

Недостаточная сфомированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв»б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых не соблюдаются учебные правила:ребёнок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а всё равно пишет с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребёнок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребёнка, созреют, но пока это произойдёт, он упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы не мучали своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребёнка до некоторой степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребёнок живёт за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или вообще прогрессируют.

Существуют приёмы в нейропсихологии, которые способны ускорить созревание отделов мозга. По сути, этим могут заниматься и сами родители, но только после детальной нейродиагностики и назначения соответствующей коррекции нейропсихологом.

Что же могут сделать учителя и родители ?

Первое и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради, которые сигнализируют, что нужна помощь:

1.    Отсутствуют пропуски между словами и предложениями.
2.    Не соблюдаются границы полей и устойчивые правила переноса.
3.    Зеркальное письмо букв  (после 7-8 лет) – э,б,в,з, цифр – 5,4,3.
4.    Повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог.
5.    Замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр).
6.    Ошибки в ударных слогах: Учетель вместо учитель.
7.    Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин).
8.    Забывание начертания редко встречающихся букв (ъ, э) или прописных букв.
9.    Нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).

Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосётся», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.

Третье: понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.

Советы учителям:

1.    Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успеваетделать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточках.
2.    Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
3.    Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
4.    Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
5.    Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде весёлых наклеек на тетрадях: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.
6.    Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
7.    Сравнивайте ребёнка с ним вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только  10.  Пусть ребёнок растёт от удачи к удаче, двигаясь вперёд и вверх маленькими, но верными шашками.

Советы родителям:

1.    Знайте все задания по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните, чот это всё же его задания, а не ваши.
2.    Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок . За малейшие успехи премируйте ребёнка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой – или наградите поцелуем на ночь, тёплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
3.    Каждое утро растирайте ребёнку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребёнок по утрам принимал контрастный душ (но не холодный – горячий, а тёплый – прохладный), правильно питался (полезная для ума пища – бананы, орехи, мёд, лимоны). Купите ребёнку массажные тапочки (по принципу «Дурная голова ногам покоя не даёт»). Взять за правило делать дыхательную гимнастику.
4.    Выделите ребёнку комнату или её часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребёнка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».
5.    Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте весёлые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребёнком ваши совместные произведения.
6.    Попросите учителя информировать вас об успехах ребёнка.
7.    Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребёнком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке – и успех будет обеспечен.
8.    Позволяйте ребёнку больше гулять при дневном свете, во время снегопада, желательно в белых одеждах (полезен белый цвет); нужно, чтобы про ребёнка говорили: «Когда он уроки делает? Он всё время на улице…»
9.    Отдайте юное дарование в музыкальную школу (игра на инструменте обеспечивает одновременную и разную работу не только обеих рук, но и каждого пальца в отдельности, что, в свою очередь, заставит энергично работать оба полушария сразу).
10.    Применяйте ароматерапию во время приготовления уроков (заправьте аромалампу эфирными маслами или бергамотом, или можжевельником, а можно просто заварить в чашке лавровый лист и поставить на письменный стол).
11.     Не забудьте о важной составляющей грамотного письма – чтении.

«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», - скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», - уверен учитель. И каждый из них будет прав.

Чтение – не только признак интеллигентности. Книги расширяют словарный запас, а это значительно облегчается поиск проверочных слов, написание творческой работы, запоминание написания слов. Ученик иначе организует собственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы. Дети лучше понимают условия задачи или задания к упражнению. Читающие школьники всегда более успешны.

Одна из основных причин, по которой дети не хотят читать, - нейропсихологическая (недосформированная межполушарная связь). Но есть и ещё одна причина – педагогическая. При отсутствии близкого человека, увлечённого чтением, ребёнок практически никогда не берёт в руки книгу. Несоответствие школьной программы сегодняшним интересам детей, формальное отношение учителя к предмету любовь к книге тоже не увеличивают.

Существует ещё одна проблема, признаваемая по законам психологии важной составляющей грамотности. Л.С.Выгодский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему». Оказывается, ребёнок попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью: ведь с родителями и сверстниками он может объясниться устно. Мы легко достигаем самых высоких целей, если осознаём их необходимость. И наоборот, самые простые вещи кажутся немыслимо сложными, если мы считаем, что они нам не нужны. В решении мотивационных проблем может помочь:

1.    Организация письменного общения дома, в школе.
2.    Поздравительные открытки родным и близким.
3.    Переписка с кем-либо.
4.    Выпуск домашней еженедельной газеты или журнала.
5.    Ведение дневника.

С точки зрения нейропсихологии многие современные педагогические методы наносят непоправимый вред учению. В своей статье Т.В. Ахутина ещё в 1998 году писала: «К сожалению, программные требования не пересматриваются в соответствии с состоянием здоровья современных школьников.

Приведём 2 примера из начальной школы. Первый – это безотрывное письмо, когда ребёнку при написании буквы необходимо иметь в виду не только следующую букву, но и ту, что идёт за ней. Несмотря на многочисленные голоса педагогов-практиков, психологов и физиологов, вопрос о безотрывном письме до сих пор ещё не пересмотрен.

Второй пример: нормативы скорости чтения, которые выдвигают на первый план техническую сторону чтения в ущерб содержательной стороне и которые никто не снимает даже в коррекционно-развивающих классах».

Что же делать нам? ИГРАТЬ! В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы и, в частности, для грамотного письма: развивается произвольность (умение следовать правилам), развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика. Игровая форма занятия делает его привлекательным и интересным для ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп