ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать полную версию статьи "Пожарная беопасность дошкольников" в формате PDF
Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества, поэтому важно формировать навыки безопасного поведения уже в дошкольном возрасте.
Главная цель работы с дошкольниками в направлении безопасности: подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде — природной, техногенной и социальной. Большое внимание уделяется развитию у детей навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
Основные задачи работы по формированию таких навыков:
-
воспитывать безопасное для человека и окружающей природы поведение;
-
знакомить с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-
формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-
учить осторожно себя вести в потенциально опасных для человека и окружающей природы ситуациях.
При реализации этих задач необходимо соблюдать следующие принципы:
-
развивающего образования;
-
научной обоснованности и практической применяемости;
-
полноты, необходимости и достаточности;
-
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
-
учета интеграции образовательной области «Социально коммуникативное развитие» с другими образовательными областями.
Педагогам важно знать, каким образом, с помощью каких приемов можно научить дошкольников наиболее эффективному образу действий во избежание тех
или иных опасных ситуаций, с которыми они могут столкнуться. С детьми необходимо обсуждать кажущиеся на первый взгляд простыми правила поведения.
Важно учитывать такие особенности дошкольников, как:
-
неумение адекватно оценивать свои силы и возможности, использовать правила безопасности;
-
недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях. Условно можно выделить
-
следующие основные виды опасности для дошкольника:
-
бытовые опасности, с которыми он может столкнуться дома;
-
контакты с незнакомыми людьми (дома и на улице);
-
опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
-
опасности на природе.
Если соблюдать определенные правила поведения и учить им ребенка с малых лет, этих опасностей можно избежать.
Важно дать дошкольнику знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
Следует помнить, что дети лучше запоминают материал, если он им интересен или когда они выполняют какие-то задания, например, рисуют, отгадывают загадки, соревнуются друг с другом.
Методические рекомендации по работе с детьми
-
Каждая тема должна обсуждаться, рассматриваться на примерах (ситуативное обучение). Поэтому, задавая вопросы и предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка.
-
Выбрав тему для беседы, нужно придерживаться следующей структуры рассказа:
-
источники опасности;
-
возможные угрожающие ситуации;
-
меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;
приемы элементарной первой помощи, действия в некоторых опасных ситуациях. Считается, что целесообразно ввести в программу образовательной области «Безопасность» специфическую деятельность, с помощью которой педагоги помогут детям освоить навыки безопасного поведения, позволяющие предвидеть опасность, по возможности избегать ее, а при необходимости — действовать.
Вариант занятия по теме «Мы - юные пожарные»
Цель: обучение элементарным правилам пожарной безопасности.
Задачи:
-
продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности;
-
формировать представление о профессии пожарных, их транспорте и средствах тушения пожара;
-
уточнять представление о необходимости безопасного обращения с огнем;
-
развивать чувство ответственности за свои поступки, способность к взаимопомощи;
-
воспитывать уважение к труду пожарных, желание соблюдать правила пожарной безопасности (не играть со спичками).
Подготовительная работа:
-
беседа «Номер 01»;
-
целевая прогулка к пожарной машине;
-
беседа «Экскурсия в прошлое»;
-
чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака;
-
дидактическая игра «Не играй с огнем»;
-
вечер загадок «Опасные предметы»;
-
чтение стихов;
-
обыгрывание игровых ситуаций по теме «Огонь — друг мой, враг мой». Предполагаемый результат:
-
дети знают правила пожарной безопасности;
-
могут позвонить по номеру «01» и вызвать пожарных;
-
умеют логически объяснить, почему «Огонь — это и друг наш и враг наш»;
-
умеют делать зарисовки схем по правилам пожарной безопасности.
Демонстрационный материал: дом деревянный (макет), скамейки, дуги, обручи, игрушки, ведра.
Раздаточный материал: карточки с правилами.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».
Воспитатель. Всем хорошо знакомы эти строки. А вы знаете, как называется это стихотворение?
Дети. «Кошкин дом». Воспитатель. Кто его автор?
Дети. Самуил Маршак.
Воспитатель. Что случилось с кошкой? Отчего загорелся кошкин дом? Кто тушил пожар? Из чего был построен кошкин дом?
Дети отвечают.
Дома на Руси строили из дерева, и в них часто случались пожары. От одного дома огонь перекидывался на другие. Пожар прекращался, только когда все вокруг выгорало. У пожарных было очень много работы, поэтому люди выходили, вставали цепочкой и тушили пожар все вместе. Я предлагаю вам поиграть в игру «Чья команда быстрее потушит пожар».
Проводится игра-эстафета. Дети делятся на две команды и по цепочке передают друг другу «ведро». Последний ребенок «тушит пожар».
Молодцы, пожар потушен. Дома сейчас строят из камня, но в них все равно случаются пожары. Отчего же это происходит?
Дети отвечают.
Проводятся дидактические игры «Правила», «Не играй с огнем» (схемы).
Закрепляются следующие правила.
• Не баловаться со спичками, зажигалками.
• Не включать одновременно много электроприборов.
-
Перед выходом из дома не забывать выключать их.
-
Не сушить вещи над плитой, огнем.
-
Не подходить близко к открытому огню.
-
Не зажигать свечи, фейерверки и бенгальские огни без взрослых.
-
В деревне или на даче не открывать печную заслонку. Воспитатель. Молодцы,
ребята, эти правила необходимо выполнять, и тогда беды не случится. А кто приходит на помощь, если пожар все-таки случился? Дети. Пожарные. Воспитатель. Каждый пожарный — герой. Он постоянно рискует своей жизнью, чтобы помочь другим. Какой телефонный номер мы должны знать? По какому номеру можно вызвать пожарных?
Дети. «01» («101», «102», «103», «112»),
Ребенок
Мы знаем, что пожар — беда,
Но все ж случается порою. Пожарные спешат тогда,
Чтоб быстро справиться с бедою.
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру «Каким должен быть пожарный?».
Проводится логическая словесная игра.
Пожарный обладает большой силой, значит он ... (сильный).
В борьбе с огнем пожарный проявляет отвагу, значит он ... (отважный).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Чтобы потушить пожар, пожарным приходится преодолевать большие препятствия. Предлагаю вам стать пожарными и вынести из огня вещи.
Проводится игра-эстафета «Выносим предметы из пожара». Дети делятся на две команды. Участникам нужно пройти через препятствия: скамейку, дуги, обручи, взять игрушки и вернуться на место.
Молодцы, все вещи спасены. А вы знаете, как вести себя при пожаре? Давайте изучим инструкцию «Правила поведения при пожаре».
-
Если огонь небольшой, можно потушить его водой, а если горит электроприбор, нужно набросить на огонь одеяло.
-
Если пламя не удалось потушить, нужно убежать в безопасное место и позвонить в пожарную часть — «01» («101», «102», «103», «112»),
-
Если нет возможности покинуть горящее помещение, нужно позвонить по номеру «01» («101», «102», «103», «112»), сообщить точный адрес и громко звать на помощь.
-
При пожаре опасен не только огонь, но и дым. Нужно намочить тряпку, закрыть ею нос и рот и пробираться к выходу на улицу через дверь или окно.
-
Нельзя прятаться в шкафу, под кроватью и т.д.
-
Когда приедут пожарные, нужно слушаться их, они знают, как тебя спасти при пожаре. Всем понятно? Все эти правила необходимо не только знать, но и выполнять!
А сейчас проверим, что же вы усвоили.
Проводится игра «Это я, это я и со мной мои друзья». Если ответ правильный, нужно повторить слова из названия игры, если нет — топнуть.
-
Кто из вас, заметив дым, набирает «01»?
-
Кто любитель по старинке над огнем сушить ботинки?
-
Красный отблеск отбежал: кто со спичками играл?
-
Дым столбом поднялся вдруг: кто не выключил утюг?
-
Кто правила знает и всегда их соблюдает?
Молодцы, сегодня вы доказали, что вы смелые, и когда вырастете, то сможете стать пожарными. А пока вы должны соблюдать все правила пожарной безопасности, с которыми вы познакомились, и рассказать их своим младшим братишкам и сестренкам.
Воспитатель предлагает запомнить детям все знакомые правила, схемы; придумать и зарисовать схематично новые правила.