Творческий отчет
Педагог-психолог I категории
Третьякова Вероника Евгеньевна
Мы все хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны являются, индикатором состояния ребенка, с другой – существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания. Особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, возмущения и т.д. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной различных форм социально-психологической дезадаптации. Именно поэтому одно из моих приоритетных направлений работы – это эмоционально-личностное развитие ребенка.
В настоящее время я работаю по программе эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е.В. Котовой.
Данная программа ставит целью развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности. Основные задачи программы:
1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
2. Осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть.
3. Развитие навыков совместной деятельности, общения.
Родители, педагоги чаще заботятся о физическом, познавательном развитии ребенка, а эмоционально-волевое становление кажется им не столь важным. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокирует и ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптационных форм поведения.
После изучения мной программы, я решила использовать ее в своей работе, так как в ней помимо упражнений, объединенных в два блока занятий с детьми, предложены:
- вопросы для проведения рефлексий, которые фиксируют внимание детей на полученном в упражнении опыте, отсекают возможность ассоциирования прошлого опыта, помогают удерживать эмоциональные переживания;
- рекомендации для ведущего, позволяющие грамотно осуществлять мини-тренинговую работу с детьми, отойти от приемов объяснительной педагогики, снижающих психотерапевтичность воздействий психолога.
Задачи психологической поддержки:
1. Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей;
2. Обучение рефлексивным умениям;
3. Формирование потребности в саморазвитии.
Методы, используемые на занятиях:
- игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуации;
- этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии, арттерапии;
- подвижные игры и другое.
Перед тем, как приступить к курсу занятий, провожу диагностику, при помощи бесед с детьми, а так же тестирования (с целью выявления тревожного ребенка использую опросник Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко; Тест «Рисунок человека»; Тест «Рисунок семьи»; Тест «Рисунок дерева»; «Лесенка» Л.Хухлаева; «Страхи в домиках» М.А.Панфиловой) и организованных игр.
Критериями выбора стали: информативность, временная экономность, легкость в обработке.
Сравнительная таблица уровня развития психических процессов
за 2008-2009 года
Общий уровень развития познавательных процессов | В.у. н.г. к.г. |
В.с.у. н.г. к.г. |
С.у. н.г. к.г. |
Н.с.у. н.г. к.г. |
Н.у. н.г. к.г. |
7% 11% | 6% 7% | 57% 70% | 25% 11% | 5% 2% | |
Начало года – было обследовано: 158 человек Конец года – было обследовано: 171человек |
Сравнительная таблица уровня развития психических процессов
за 2009-2010года
Общий уровень развития познавательных процессов | В.у. н.г. к.г. |
В.с.у. н.г. к.г. |
С.у. н.г. к.г. |
Н.с.у. н.г. к.г. |
Н.у. н.г. к.г. |
7% 10% | 11% 17% | 50% 51% | 27% 19% | 5% 3% | |
Начало года – было обследовано: 197 человек Конец года – было обследовано: 198 человек |
Самооценка | 2008 | 2009 | 2010 |
В – 82% С – 14% Н – 4% |
В – 89% С – 11% Н – 0% |
В – 90% |
Итоговая диагностика показывает результативность коррекционных занятий:
1. Снизился уровень тревожности у детей;
2. Сформировалась адекватная самооценка;
3. Дети стали эмоционально стабильнее;
4. Снизился уровень агрессивных проявлений;
5. Уменьшилось количество страхов.
Также мною ведется работа по психологическому просвещению родителей и педагогов. Формы работы таковы: лекции и беседы, групповые и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подбор и распространение психологической литературы.
Изучение медико-психологической литературы, анализ ежегодной диагностики особенностей эмоциональной сферы детей, общение на методических объединениях с коллегами свидетельствуют о том, что для каждого психолога, в том числе и для меня, актуальна коррекционная работа, которая направлена на эмоциональное развитие детей.
Перспективы моей дальнейшей деятельности таковы: продолжать работать по этому направлению, способствовать личностному и творческому развитию ребенка.
Начинающим психологам рекомендовала бы свой опыт работы, так как психологи, начинающие работу после вузов, часто придерживаются директивной формы; не осознают разницы между педагогической и психологической позициями; затрудняются методически выразить свою профессиональную компетентность.