Пятница
19.04.2024
18:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Специальные условия для обучения детей с ОВЗ »
Меню сайта

Наш опрос
Нравится ли вам детский садик Рябинушка?
Всего ответов: 1241

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению

Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ в МБДОУ Детском саду № 42 "Рябинушка"

Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В настоящее время складывается ситуация разобщенности, отсутствия единого, обоснованного подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Каждый педагог самостоятельно «методом проб и ошибок» ищет подход к тому или иному ребенку, группе детей. Отсутствие широкого выбора рекомендованных примерных адаптированных основных образовательных программ с полным комплексом методических материалов по реализации образовательных областей также сильно осложняет работу. В то же время, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) на образование является одним из наиболее актуальных направлений государственной политики [1, ч. 6, ст. 11].

Разберёмся с некоторыми понятиями и терминами, используемыми при организации образовательной деятельности детей с ОВЗ:

индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1, ч. 16, ст. 2].

К категориям детей с ОВЗ относятся дети с: нарушением зрения, слуха, задержкой психического развития (ЗПР, нарушением интеллекта, тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, комплексными нарушениями развития.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. К таким условиям относятся: обучение по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ, адаптированной образовательной программе (АОП, адаптированной основной образовательной программе (АООП); создание комфортного образовательного пространства; зонирование помещения группы, наличие отдельных помещений для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий; наличие специализированного учебного оборудования; специальным образом организованная образовательная деятельность.

Как мы уже говорили выше, статус «ребёнок с ОВЗ» присваивает ПМПК, она же определяет специальные условия организации образовательной деятельности для конкретного ребёнка [1, ч. 3, ст. 79].

Для всех категорий детей с ОВЗ свойственны общие закономерности развития: трудности во взаимодействии с окружающим миром; снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации; затруднение словесного опосредования; замедление процесса формирования понятий; недостатки в развитии произвольных движений; повышенная утомляемость, высокая истощаемость; замедленный темп психического развития; особенности развития личности.

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. В детском саду реализуются разнообразные образовательные модели,способствующие решению этой задачи:

- дифференциация – наличие специализированных групп для обучения разных категорий детей с ОВЗ;

- мейнстриминг – частичное включение обучающихся с различными физическими и психическими ограничениями в здоровье в группы общеразвивающей направленности для повышения мотивации в обучении детей с ОВЗ и развития толерантности у детей из общеразвивающих групп. Особенно эффективно объединять данные категории детей во время праздников, развлечений, образовательной деятельности в режимных моментах. Очень эффективным оказался опыт объединения дошкольников групп общеразвивающей и компенсирующей направленности на занятиях по физической культуре и во время проведения утренней гимнастики;

- интеграция – предполагает включение детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности (группа комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) функционирует в детском саду с 2015 года);

- инклюзия – используется в случае посещения ребенком с ОВЗ либо инвалидностью групп общеразвивающей направленности.

В ДОО обучение детей с ОВЗ и инвалидностью организуется в группах разной компенсирующей направленности  для детей с ТНР. В соответствии с направленностью группы и индивидуальными особенностями, осуществляется работа по созданию специальных образовательных условий.

Реализация образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов. В образовательном процессе мы используем формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям, стараемся не допускать как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей. Нами широко используется весь спектр форм организации коррекционно-педагогической работы с детьми: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого и психического нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов коррекционно-развивающей работы эффективность овладения необходимыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Преимущественным в коррекционно – развивающей работе является использование словесных, игровых и наглядных методов.

Динамика прохождения программы во многом зависит от успешности освоения ее детьми, то есть переход к другой теме определяется успешностью овладения материала предыдущей темы.

Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со специалистами, а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Кроме специальных занятий,при обучении и воспитании детей с ЗПР проводятся различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии (по детскому саду, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации, экспериментирование, моделирование и другие виды работы.

В АООП включены игровые часы, которые проводятся педагогом- психологом 1 разв неделю. Они направлены на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у дошкольников с ЗПР, коммуникативных умений и познавательных процессов у детей с ТНР.

Педагогический коллектив строит образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируется на интересы и возможности дошкольников, учитывает социальную ситуацию развития каждого ребенка.

Общие принципы организации ООД в коррекционно –развивающей работе педагогов:

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе (целенаправленное создание условий для практического обогащения опыта);

- сниженный темп обучения; оказание пошаговой, стимулирующей и организующей помощи, использование поощрений с демонстрацией важного положительного результата работы самого ребенка;

- переключение на разные виды деятельности (примерно через 10 минут);

-структурная простота содержания (дробление заданий на короткие отрезки и поэтапное предъявление ребенку, формулируя задачу предельно четко и конкретно и др.);

-повторность в обучении (предоставление возможности каждому ребенку действовать неоднократно в одних и тех же условиях).

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Так в группе для детей с ЗПР организована зона сенсорного развития и релаксации, на прогулочном участке – зона социально-коммуникативного развития «Игроград».

Важным условием, обеспечивающим эффективность коррекционной работы, является взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам реализации образовательной программы и вопросам коррекции эмоционально-волевых, речевых и познавательных недостатков развития детей с ЗПР и ТНР.

Основная цель педагогов при взаимодействии с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного и коррекционно-развивающего процесса. Педагоги разъясняют родителям необходимость ежедневного общения ребенком в соответствии с рекомендациями, которые дают специалисты.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

• приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• оказание практической и помощи родителям воспитанников через формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• использование различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

Как показала практика, самой эффективной формой проведения консультирования родителей по проблемам воспитания их детей является семинар-практикум и мастер-класс.

Комплексный подход к проблеме создания специальных условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями способствует более эффективному развитию данной категории дошкольников.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп