Условия поло-ролевого воспитания ребенка
Консультация для педагогов
Автор: педагог–психолог 1категории Третьякова Вероника Евгеньевна
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах полового воспитания детей.
Половое воспитание – важная часть нравственного воспитания, требующая от взрослых особого такта и внимания.
В этом процессе ошибочным является наиболее распространенные подходы:
- подача ложных представлений;
- подавление проявления сексуального развития.
Такие ошибки являются, как правило, следствием некомпетентности взрослых, которая может проявляться в следующих моментах:
1) незнание особенностей психосексуального развития ребенка;
2) неадекватная реакция на проявления психосексуального развития;
3) неадекватные установки взрослого на взаимоотношения полов.
В процессе полового воспитания взрослые могут совершать следующие ошибки:
a) зажим естественной реакции, не только половых, но и непосредственно эмоциональных, что приводит к развитию холодности и излишней рассудочности;
b) излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, что препятствует приобретению необходимых навыков общения;
в) подавление интереса к противоположному полу;
г) сглаживание половых различий, сокрытие истинной информации.
Для осуществления психологически правильного воспитания необходимо знать возрастные особенности психосексуального развития ребенка- дошкольника.
К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он, но еще не четко осознает, каким содержанием наполняется эти понятия. Это понимание приходит к нему под непосредственным и косвенным воздействием взрослых. Мальчикам чаще прощаются проявления агрессии, а девочкам – открытое проявление слабости. Половая роль обуславливает и выбор игр, интересы, мечты, манеру поведения. В норме идентификация идет с родителем того же пола, что и ребенок. В неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер развития мальчика, особенно если в круг его близкого общения не входит никто из взрослых мужчин: брат, дядя, дедушка. Типичное поведение представителей своего пола ребенок усваивает через непосредственные поведенческие проявления в поведении мужчин и женщин. Ребенок начинает подражать всему, как полезному, так и вредному, перенося это в свои игры.
В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых действий. Именно в игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола.
Девочки легче приспосабливаются к создавшейся ситуации и легче входят в нее. Мальчики более подвижны и их игры шумнее. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать потребность в лидерстве, интересы же девочек сосредоточены в большей степени на межличностных отношениях.
Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он начинает активно интересоваться телесной организацией людей в общем и своей в частности. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего «Я». Маленький ребенок непосредственен в своем любопытстве к своему телу и половым органам. По мере взросления ребенок начинает испытывать неловкость, когда приходится обнажаться перед представителями другого пола. Стыдливость – естественный результат воспитательного воздействия цивилизации.
Как таковое сексуальное развитие ребенка взаимосвязано с развитием телесного образа или чувства тела.