Четверг
25.04.2024
22:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
ПОДЕЛИСЬ УЛЫБКОЮ СВОЕЙ »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 556

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению

ПОДЕЛИСЬ УЛЫБКОЮ СВОЕЙ

Третьякова В. Е., педагог-психолог МБДОУ Детского сада № 42 «Рябинушка», г. Гуково, 2015г.

…Поделись улыбкою своей,
И она еще не раз к тебе вернется…
М.Пляцковский

Только представьте, какой была бы жизнь, если бы Вы мыслили и действовали, но ничего не чувствовали. Отказались бы вы от способности испытывать страх, если бы заодно потеряли способность испытывать прилив страсти при поцелуе любимого человека? Вы бы отказались от печали ценой радости? Конечно же, такие сделки оказались бы никуда не годными и вы бы о них сразу бы пожалели.

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют, другие - печалят, третьи - возмущают и т. д. Радость, печаль, страх, гнев и другое - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. Современные психологи определяют эмоцию как сложную совокупность телесных и психических изменений, включающую в себя психологическое возбуждение, чувства, познавательные процессы и поведенческие реакции, возникающие в ответ на ситуацию, которая воспринимается как личностно значимая.

Впоследние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне  этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые условия , в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагоги, родители должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы я рассматриваю в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач своей работы.

В своих занятиях я использую следующие методические средства:
1. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и « сила воли».
2. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные, невербальные игры и «мысленные картинки».
3. Коммуникативные игры.
4. Ролевые игры.
5. Релаксационные методы.
6. Психогимнастические игры.
7. Направленное рисование.
8. Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или ребенком) от первого лица, где вместо главного персонажа-«Я», чтение детских потешек с чередованием движений, темпа, громкости речи.
9. Элементы сказкотерапии с импровизацией.

В своей коррекционно-развивающей работе я использую следующие методические разработки, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

Театр настроений

Задачи: эмоциональное сближение детей. Развитие фантазии, воображения. Умение  сопереживать, чувствовать состояние других.
МАТЕРИАЛ: Разные зверушки (мягкие игрушки) .    Декорации сказочного леса. Волшебные очки.
Педагог приходит в группу с волшебными очками. Обыгрывает момент попадания в сказку. Вместе с детьми идет в игровую комнату, оформленную в виде сказочного леса (у каждого пенька ,под каждым кустиком какое-либо животное-мягкие игрушки).
ПЕДАГОГ: С помощью волшебных очков мы попали в сказку. Посмотрите, как много в сказочном лесу –зверей!
Дети выбирают себе игрушку, которая понравилась, и садятся в круг.
ПЕДАГОГ: Пощупайте своих друзей. Давайте их порадуем добрыми словами.
Дети говорят своим игрушкам – добрые слова. В случае затруднений педагог помогает им. Затем отпускают своих друзей-зверей погулять (усаживают свои игрушки в любом месте леса).
ПЕДАГОГ: Посмотрите, в нашем лесу растет необычная ромашка. Она сможет нас переносить в разные места. Хотите побывать на полянке РАДОСТИ?
Далее педагог срывает один лепесток и дети оказываются на полянке РАДОСТИ.
Дети вместе с педагогом выполняют этюды — «Кто как радуется?», «После дождя».
Далее педагог срывает следующий лепесток, и дети попадают на полянку ПЛАКС.
ПЕДАГОГ: Девочки и мальчики посмотрите, здесь сидят два медвежонка. У них очень болят животики. Они объелись зеленых яблок.
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим.
Дети «рассказывают» четверостишие мимикой, жестами, движениями.
Далее выполняется упражнение «Медвежонок—веселый—грустный». Дети изображают медвежонка, потом грустного медвежонка, веселого медвежонка (педагог служит образцом).
ПЕДАГОГ: Посмотрите, как много на полянке зеленых и красных яблок. Поможем медвежатам их собрать?
Проводится игра «Собери яблоки». Дети собирают зеленые  яблоки в -зеленую корзину, красные   - в красную.
Проводится игра «Тихий час для медвежат». Педагог предлагает детям превратиться в медвежат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики – наелись .Показывают, что хотят спать. Затем дети-медведи укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.
ПЕДАГОГ: Понравилась прогулка по волшебному лесу? (Ответы). Мне тоже  с вами было так весело! Сейчас мы наденем волшебные очки, сказочный лес исчезнет,  и мы  окажемся в детском саду.
Спасибо всем. До свидания!

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИГРА-ИНТЕРВЬЮ
Цель: расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики и пантомимики); выяснить, с какими цветами у ребенка ассоциируются различные эмоции.
Возраст: 5-10 лет.
Форма игры: групповая.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задает вам различные вопросы».
Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребенку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.
Примерные вопросы и незаконченные предложения:
Когда люди смеются?
Что вы чувствуете, когда другие смеются?
Почему?
Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет?
Почему?
Люди обижаются, если …
Люди удивляются, если …
Люди радуются, если …
Люди сердятся, когда …
Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Веселые, печальные,
Игральные, молчальные.
Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса.
Попробуй шею важно,
Как лебедь выгибать
Все скажут: «Он отважный!» -
И будут уважать.

ИГРА - МОРЩИНКИ
Цель: снятие напряжения
Форма : индивидуальная или в микрогруппах .
Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох - выдох, вдох – выдох. И последний раз – вдох –выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох - выдох, вдох -выдох, вдох- выдох. Молодцы!

ПСИХОТЕХНИКА «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»
Цель: повышение самооценки, снятие психического напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей.
Форма проведения: индивидуальная или в микрогруппах.
ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ: эта техника является альтернативой рисованию карандашами, красками и т. д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим и приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Педагог имеет клубок ниток или веревки, разматывая показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать».Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжать «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии: предметы, пейзажи, людей, какие-нибудь события и т. д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови чего именно. Почему ты его боишься? Какой он? Когда он к тебе приходит?» и т. п. После того, как ответы первого ребенка прошли обсуждение и получили одобрение (поблагодарить за доверие), другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия.

РИСОВАНИЕ «РАДОСТЬ»
ПЕДАГОГ: Сейчас представьте  себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость». Возьмите листочки и карандаши, нарисуйте свою радость так, как вам хочется.
Включается музыкальное сопровождение. Затем подписывает названия рисунков, вывешивает их.
Рефлексия
Какое настроение у тебя было?
Легко ли было нарисовать картину на эту тему?
Научился ли ты сегодня создавать себе настроение радости?
Помогли ли тебе в этом товарищи? Кто именно?
Методические рекомендации.
Педагогу надо обратить внимание на содержание ответов детей, а также на время, которое потребовалось для того, чтобы начать рисовать или назвать ситуацию, когда ребенок испытывает радость. Возможно, это свидетельствует о недостатке положительного эмоционального опыта у ребенка (или об отсутствии такового). Это и является причиной затруднений при выполнении задания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК, МЕТАФОР И СОЧИНЕНИЯ ИСТОРИЙ

Чтение исочинение историй используются в работе с детьми, обладающими живым воображением, а также страдающими различными невротическими расстройствами,  которые, сопровождаются страхами, тревогой, агрессивностью. Эта техника применяется для того,чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, усилить внушение, стимулировать проявление скрытых способностей, показывая возможность благоприятного исхода. Ребенок не гадает над смыслом рассказа, а постигает его благодаря активизации своего  воображения. Метафорическая история включает воображение ребенка и приводит к исцелению благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста.
ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ: педагог берет какой-либо сказочный персонаж, который приглашает ребенка с выбранной им игрушкой в кукольный дом, где они вдвоем сочиняют историю. Педагог помогает сочинять историю от лица игрушечного персонажа, незаметно направляет к благоприятным развитиям событий. Историю можно рассказывать детям, куклам рассевшимся рядом. Затем педагог просит закрыть глаза и расслабиться.
Далее педагог предлагает послушать его историю. Это история о «счастливых днях и имеющая хороший финал». В зависимости от текста высоту, темп и громкость голоса следует менять.
Сочиняя истории, педагог использует материалы сказок, мультфильмов, собственное воображение и фантазию ребенка.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников - научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Дети стали меньше общаться, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, они значительно реже испытывают чувства восхищения, возмущения и т.д. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.


Литература:

1. Р.Герриг, Ф.Зимбардо  Психология и жизнь. -   Питер,  2004 г.
2.Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина  В мире детских эмоций. -   Москва,  2004 г.
3.О.Н. Истратова  Практикум по детской  психокоррекции. -  Ростов-на Дону, 2009 г.
4.Е.В.Котова  В мире друзей. -   Москва,  2004 г.
5.С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник  Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. -  Москва, 2007 г.
6.О.В.Хухлаева , О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина  Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника?. -  Москва 2007 г.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп