Суббота
18.05.2024
21:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 556

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

Цапина О.Н. "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ"

Нетрадиционные техники рисования в дошкольном образовательном учреждении

 

Когда ребенок попадает в дошкольное  образовательное учреждение, происходит сложный период  его адаптации к новым  социальным условиям. Иногда это происходит сложно, можно сказать даже болезненно.

Ребенок переживает, может понизиться игровая, и даже речевая активность. Задача воспитателя и родителей, помочь адаптироваться ребенку к новым  социальным условиям, появляется необходимость создания условий для гармоничного развития дошкольника.

Можно с уверенностью сказать, что именно искусство может сыграть важную роль в духовном обогащении дошкольников, оно  способствует закладке этических и эстетических чувств. А ведь нам известно, что именно изобразительная деятельность детей может быть средой для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих[1].

Как известно, у ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи.          Сегодня мы можем сказать, что рисование – это один из путей совершенствования организма ребенка. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. 

Практика показывает, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей[2].

 О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности известно давно. Об этом писали известные педагогические деятели, как Каменский, Фребель. А также художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

 У деток очень развито воображение и чувственное восприятие мира, именно это лежит в основе любви к изобразительному искусству. Причем ребенку важен сам процесс творчества, а не конечный результат, что отличает его от взрослого. Вы когда-нибудь наблюдали за ребенком, который что-то рисует? Он сосредоточен, увлечен и… улыбается! Каждому малышу нравится быть творцом и видеть, как из-под кисти выходят фантастические образы.

Каждый родитель часто видел, как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, вообще  на всем, на чем можно оставлять заметные следы. Но что делать, если кроха не очень хорошо рисует? Как помочь ему поверить в свои силы? Для этого и существуют нетрадиционные техники рисования, позволяющие ребенку пофантазировать. Любая нетрадиционная техника рисования построена на том, что в работе используются необычные сочетания материалов и инструментов[3]. Такое творчество интересно детям любого возраста и даже взрослым!

Очень важно с детьми дошкольного возраста использовать в деятельности гибкие формы работы. Нетрадиционные способы рисования предоставляют ребенку возможность переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. А ведь сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Изучение  возможностей использования нетрадиционных способов рисования в дошкольных учреждениях  сегодня очень актуально. Знание об особенностях работы с использованием различных способов рисования дает возможность воспитателям обеспечить полноценное развитие ребенка.

Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т.п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».

За счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать, нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию. Ведь непонятные пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится узнаваемым и законченным. Можно сказать, что у нетрадиционного рисования нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Здесь можно сочетать все виды рисования: мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами, элементы аппликации и создания текстурных изображений.

Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события[4].

Темы нетрадиционных техник рисования могут быть самыми разнообразными. Например, с помощью зубной пасты можно изображать зиму или пену на рисунках морской и водной тематики. Если ребенок хочет изобразить туман, ночь или фантастическое приключение, ему понадобится техника рисования акварелью по мокрой бумаге для создания подходящего таинственного фона. Для реалистичного изображения осеннего леса отлично подойдет техника печати при помощи краски и высушенных листьев деревьев. Кроме того, можно создать объемные поделки из морских камешков, разрисованных краской. Вариантов множество, фантазируйте вместе с ребенком, и у Вас все получится!

Поскольку наши детки большую часть времени проводят именно в стенах детского сада, то основной задачей выступает -  всестороннее развитие и обучение малышей. И все чаще и чаще в художественно-эстетическом развитии используют техники нетрадиционного рисования.

 Все существующие нетрадиционные техники рисования в детском саду разделяют в зависимости от возраста детей. Это делается для того, чтобы малышам обязательно удалось сотворить чудо – самостоятельно нарисовать необычный рисунок посильным способом. Мы также разделим существующие детские техники рисования по возрастному критерию.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок – жесткая  полусухая  кисть;
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

                                         

 

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

 Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Организация работы нетрадиционного рисования является одной из приоритетных направлений деятельности  МБДОУ Детского сада № 42 «Рябинушка» города Гуково.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Этим намного повышается интерес дошкольников к рисованию. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает

Использование в непосредственно организованной образовательной деятельности нетрадиционных техник рисования способствует:

  • работе с разнообразными материалами;
  • развитию уверенности в своих силах;
  • развитию пространственного мышление;
  •  свободно выражать свой замысел;
  •  творческому поиску и самостоятельным  решениям;
  • развитию мелкой моторики;
  •  развитию эстетического вкуса;
  •  формированию навыков контроля и самоконтроля.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Наш опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей. Они смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Кляксография – даже название этой техники рисования просто удивительное. Смысл работы заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. Можно задать ребенку вопрос: "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?". Такие  вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение.  Далее мы часто, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Клякса ставится кисточкой, а затем потихоньку раздувается воздухом из  трубочки.

Но есть и некоторые сложности этой техники рисования, которые необходимо учитывать. Организованная деятельность по рисованию проводится  поэтапно, иногда индивидуально или по подгруппам. Случается, что надо оказать помощь неуверенным детям. Так как работа для многих детей трудна, необходимы динамические паузы.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. Это очень хороший опыт  совместного творчества детей (взрослых и детей). Это совсем не трудный прием рисования. Берется длинная полоска бумаги (это поможет работать вдвоем, не мешая друг другу).  Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя напарника. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Дети договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет. Такая техника может быть рекомендована для использования совместного творчества детей и родителей дома.

Тычок. Когда используется тычок, то средствами выразительности являются фактурность окраски, цвет. Материалы: тычок кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата (при необходимости и акварельные краски).

В нашем образовательном учреждении довольно часто используется эта техника рисования. На тонкой палочке с одного конца закрепляется  кусок паралона. Чтобы получить изображение ребенок опускает тычок в гуашевую краску, лучше, если  краска будет разлита в блюдца. От того сухой паралон будет или влажный зависит и фактурность рисунка. Дети из младших групп таким способом могут рисовать ягодки, бусы и т.д. А в старших группах может происходить и дорисовка, даже акварельными красками. На фото представлен  рисунок «Гиацинт», который выполнен двумя видами красок. Горшок¸ стебель, листья нарисованы акварельными красками и кисточкой. Сам цветок нарисован тычком. Рисуя цветок, дети  ставят тычок вертикально. Ребята, в старших группах начиная учебный год, учатся рисовать акварельными красками. А, выполняя такого рода рисунок, свободно справляются с заданием, если оно было, а также могут и пофантазировать, придумав свой сюжет. Например, таким же способом нарисован серый кот.

 

Тычок жесткой полусухой кистью.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Сколько удовольствия доставляет детям такое рисование! У детей на глазах появляется пушистый котенок, например, или ежик, или шишка и т.д. Получают удовольствие от такого рисования не только дети. Но и воспитатель, т.к. все эмоции малышей передаются и ему.

Рисование ладошкой

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть или окрашивает ее с помощью кисточки(с 5ти лет)) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Вот уж где море ликования, радости и удовольствия. Как же нравятся малышам их раскрашенные ладошки. С помощью отпечатка ладошки можно нарисовать и лебедя, и цветок, и жар-птицу. Можно выполнять и коллективные работы. Например, рисуем солнышко, отпечатки ладошек – это лучики. Детей вдохновляет совместная работа.

Рисование по сырой (мокрой) бумаге

Данная техника, в нашей деятельности, уже становится традиционной. Лист бумаги смачивается чистой водой (тампоном, поролоном или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой дети  наносят изображение.

На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной группы. Можно, например, рассказать детям о художнике - анималисте ЧАРУШИНЕ Е.И.[5], который пользовался таким средством выразительности, изображая пушистых маленьких животных, птенцов, забавных и любопытных, как маленькие дети.

Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску

Есть и другой способ размытого изображения. Взять тазик с водой, на лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, в верхней части  - синяя линия (небо), затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.

 

 Техника рисования ватными палочками[6].

 Ватной палочкой прикасаемся к листу бумаги и осторожно поднимаем палочку. На бумаге остается ровный кружочек. Ватной палочкой можно прикоснуться к листу бумаги лишь слегка (не полное примакивание), тогда кружочек будет маленького размера. Чтобы кружочки (цветные кляксы) были не яркими, нужно на черновике сделать две-три кляксы, а затем рисовать этой палочкой.

Такой вид рисования  подходит как ребятам из младших групп, так и детям кто постарше. Разница лишь сложности рисунка. Иногда это может быть разноцветный рисунок. А иногда на цветном фоне рисунок бывает и одноцветным.

Техник нетрадиционного рисования существует довольно много,  это и монотопия, и рисование восковыми мелками, и печатание, и многие другие. Хочется всем порекомендовать, не бояться и смело включать в свои рабочие программы по художественно-эстетической деятельности  нетрадиционные технологии рисования, которые благотворно способствуют формированию высокохудожественной, нравственной личности ребёнка.

 

Литература

 

  1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2004г.
  2. Александрова Т.Н. «Чудесная клякса», — М., 1998г.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» — М.2007г.
  3. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», — М., 1996г
  4. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm
  5. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm
  6. http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm
  7. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2004г.

 

[2] Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm

 

[3] Александрова Т.Н. «Чудесная клякса», — М., 1998г.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» — М.2007г.

 

[4] Лыкова И.А. «Цветные ладошки», — М., 1996г

 

[5] Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm

 

[6] Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kingban (24.05.2016)
Просмотров: 3976 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп