Воскресенье
05.05.2024
13:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 556

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через донское краеведение

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27.12.2013 г. выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольной организации. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада должно  отводиться художественно-эстетическому  развитию. Согласно приказа Министерства Образования и науки РФ (от 17.10.2013 №1155 г. Москва  «Об утверждении ФГОС ДО») художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам литературных произведений.

Идеи эстетического развития зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического развития.

  В художественно-эстетической деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает ФГОС ДО, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Педагогическая технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выстраивается из алгоритмических компонентов: цель художественно-эстетической деятельности – интерес к творчеству – художественно-творческая деятельность – самоконтроль – коррекция – продукт творческой деятельности ребёнка.

 Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека и может успешно быть реализованной если будет:

  • тесная связь с искусством;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
  • взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности;
  • освоение детьми доступных им средств художественной выразительности;
  • интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;
  • создание эстетической предметно-пространственной развивающей среды.

  К условиям развития творческих способностей детей можно отнести дополнительное образование, которое предполагает разнообразие и вариативность образовательных программ:

  • личностный подход в обучении;
  • возможность индивидуальных занятий с одаренными детьми;
  • гибкость учебного расписания (возможность посещать занятия в удобное время);
  • создание ситуации успеха у каждого ребенка при участии в конкурсах различного уровня (грамотный педагог всегда найдет способ поощрить детей);
  • возможность приобрести мастерство «из рук в руки», от педагога к ученику (опыт «мастер-классов»).

Только таким образом сохраняются народные традиции, неформальное общение в ходе занятий, комфортная среда, возможность выбора дела «по душе», доступность.

 За последние несколько лет образование  сделало колоссальный скачок в своем развитии. Существенно изменились   методы и формы работы с детьми в направлении краеведения. На сегодняшний день можно смело говорить о том, что краеведение играет немаловажную роль в художественно-эстетическом развитии и выступает одним из звеньев в развитии дошкольника. Современные концепции художественно-эстетического развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.

Одним из важных педагогических средств  является художественное краеведение. Через него осуществляется связь с историей родного края с его художественной культурой с людьми, созидающие художественные и эстетические ценности. Краеведение способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет  знания об искусстве края, особенностях современной художественной жизни. Донской край, располагает художественными памятниками истории и культуры, произведениями монументальной скульптуры, живописи и графики, произведениями декоративно прикладного искусства. Использование такого разнообразного художественного материала в образовательном процессе привлекает внимание, как взрослых, так и детей. Посещая музейные экспозиции и выставки, дошкольники знакомятся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, созданными художниками и народными умельцами родного края. Все эти впечатления обогащают идейно-тематическое содержание изобразительного творчества детей. В свою очередь, занимаясь художественным творчеством, дошкольники постигают суть происходящих явлений общественной жизни, приобщаются к прекрасному, делают первые шаги в исследовательской и эстетической деятельности

   Педагоги МБДОУ Детского сада № 42 «Рябинушка» г. Гуково уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития дошкольников:

  • оформление групповых помещений и участков,
  • внешний вид детей и взрослых,
  • использование художественных произведений и др..

Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит деятельности, в процессе которой, дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Художественно-эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). При этом, формы организации художественно-эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Работа воспитателя строится на научной основе и проводится по программе, которая учитывает современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. (И.А. Лыкова «Цветные ладошки»)

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины, своего края. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.

Богатые краеведческие сведения несут в себе открытки – художественные и фотографические. Они могут быть видовыми – запечатлевшими виды города, природы и предметов быта. Открытки – репродукции с произведениями изобразительного искусства иногда являются единственными источником сведений об исчезнувшем произведении. Открытки дают ценнейший этнографический материал, позволяющий точно установить прежний облик строений и среды, местонахождения памятников истории, культуры и природы, позволяют представить облик городов и сел. Восстановить утраченный облик родного края помогают произведения изобразительного искусства. Если есть возможность, для детей организуются встречи с художниками и писателями.

  Знакомя детей с родным городом и страной, педагоги нашего ДОУ учитывают что любая  информация должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь.  Ознакомление дошкольников с Донским краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

В каждой возрастной группе детского сада созданы центры «Донской мой край». Цель оформления таких центров – всестороннее изучение Донского края, поэтому они должны соответствовать определенным требованиям:

  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
  • целесообразность размещения “экспонатов”,
  • доступность,
  • эстетичность,
  • научность,
  • достоверность представленного материала.

 Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю.

        В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей. Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

       На музыкальных занятиях дети приобщаются к родной культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «День защиты детей», «День города»  и др.

       Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства). 

Результаты работы по художественно - эстетическому развитию воспитанников через основы Донского краеведения показывают устойчивую положительную динамику. Приобщая дошкольников к социокультурным нормам, традициям, обычаям своего государства, родного края мы воспитываем в них чувство уважения, гордости, любви за свою Родину.

 

Список литературы.

Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2005.

Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.

Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. - М.: 2001.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 2006.

Комарова Т.С. Учитесь рисовать и лепить / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2007.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2000.

Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп - М.: Академия, 2000. - 408 с.

Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядэшко. - М.: 2009.

Категория: Мои статьи | Добавил: kingban (26.10.2016)
Просмотров: 1562 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп