Воскресенье
05.05.2024
14:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Нравится ли вам детский садик Рябинушка?
Всего ответов: 1241

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для родителей

Тема: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в семье».

воспитатель: Куляба Галина Николаевна.

Взгляд на мир

Способность к видению проблем – одна из важнейших способностей талантливого человека. Проблем не видит только тот, кто не умеет мыслить самостоятельно. Способность нестандартно смотреть на мир, преодолевать господствующую точку зрения не такое простое дело.

Необходимо развивать у ребенка эту способность. Первым этапом этой работы может быть тренировка умения смотреть на мир «чужими глазами». Вначале «глазами людей близких», с которыми ребенок постоянно и часто общается, которых хорошо знает, затем людей тех или иных профессий. Несколько более высокого уровня данной способности потребует попытка посмотреть на мир

«глазами птиц, рыб и даже предметов».

Для таких занятий можно использовать ролевые игры и специальные беседы,

Включающие игровые элементы, специально создаваемые ситуации.

Рассмотрим несколько вариантов бесед и педагогических ситуаций. Начнем с вопроса, как подвести ребенка к открытию того, что на мир люди смотрят по – разному. Предложите нескольким детям такую задачу: на листочке бумаги

  • несложную композицию из двух- трех геометрических тел или просто сумму беспорядочных линий. Композиции не должны изображать ничего определенного. Предложите детям ответить на вопрос: «Что это такое?»

Старайтесь добиться того, чтобы ответов было больше. Повторяя их вслух,

Старайтесь фиксировать каждый ответ. Отмечайте самые неожиданные, самые

  • находки и не скупитесь на похвалы. Помните, хвалить за ответ очень важно. В заключение спросите у детей: «Кто же был прав? Чей ответ более правильный?». После этого попытайтесь воспользоваться приемом, который педагоги называют приемом подведения под идею. Попробуйте подвести детей к тому, чтобы они сами сделали вывод из наблюдения.

Выделить главное

Надо обязательно обучать ребенка умению вычленять основные, главные идеи, находить факты, их подтверждающие, определять связи между главными и второстепенными элементами.

Материалами для заданий могут служить сказки, рассказы, рисунки с самыми разнообразными сюжетами. Но ребенку будет трудно решать задачу выделения главного абстрактно, не фиксируя результаты, а достаточных навыков письма у него может и не быть. Поэтому мы воспользуемся практикой составления схем. Этот прием используется педагогами разных стран.

Подберите рисунок (в книге, в журнале), на котором изображен какой-нибудь несложный сюжет. Вместо рисунка можно воспользоваться отрывком из рассказа или сказки. Предложите ребенку ответить на вопрос, что здесь главное и какие детали этого сюжета как бы поддерживают главную идею.

Затем, чтобы материализовать результат, нарисуйте вместе с ребенком схему:

  • условное название «дом с колоннами». Главную большую идею символизирует большой треугольник сверху (крыша). Вертикальные прямоугольники, которые поддерживают треугольник (колонны), обозначают факты, подтверждающие эту идею. Число прямоугольников- колонн равняется числу фактов. Упражнение можно повторить, усложняя сюжеты рисунков или рассказов. Требования к ним просты: доступность содержания ребенку и наличие достаточно четко оформленной основной идеи и подтверждающих ее фактов. Внешний вид схемы можно изменить, придав ей какой- нибудь иной образ, или вообще отказаться от прямых аналогий с реально существующими объектами.

Затем можно перейти к более сложным заданиям, к выделению главного и второстепенного в более сложных по сюжету рассказах, сказках, рисунках. Это потребует соответственно и более сложных схем:

Английский педагог Д. Хамблин предлагает схему «паучок». Для первых занятий подбирайте рисунки и рассказы, предполагающие схемы, состоящие из двух- трех вариантов кружочков. Затем постепенно усложняйте задания, развивая у ребенка способность к анализу.

Другая схема Д. Хамблина условно называется «дерево». Основная идея -ствол, ветки- идеи более мелкие. Их величина и степень удаленности от ствола характеризуют связи мелких идей с основной, главной идеей. Прежде чем работать со схемой «дерево», понаблюдайте за тем, как ребенок рисует деревья. Часто у малышей ствол дерева напоминает треугольник (конус), от которого идут ветки примерно одинаковой толщины. Это весьма распространенный стереотип. Сравните вместе с малышом его рисунок и настоящее дерево. Покажите, как растут на деревьях ветки, отметьте, что после каждой ветки ствол становится все тоньше и тоньше.

Действовать в уме

  • тренировки этого умения в практику общения с детьми надо ввести принцип «расскажи, как будешь делать, а потом сделай».

Очень хорошо использовать игры в анаграммы. Ребенку предлагаются несколько букв (например: Б, Г,М), чтобы он составил из них слово. Усложнения можно достичь, увеличивая число букв. Полезно также поменяться ролями: ребенок загадывает слово и сообщает вам буквы, которые в него входят, в произвольном порядке. Вы находите слово или несколько слов, затем игру мож-но будет повторить. Вся работа идет без записей, только в уме.

Игра для тех, кто умеет читать. Назовите ребенку какое-нибудь слово. Для начала можно использовать короткие - кот, рот, мох, нос, лоб… . Попросите ребенка в уме прочитать слово наоборот.

Классификация

Объединение предметов и явлений на основе общих признаков вынуждает ребенка подумать о том, что лежит в основе сходства и различия между ними.

Заготовьте карточки с картинками. Составьте из картинок ряды по 4-5 штук с изображением объектов, родственных между собой, например: животные, растения, игрушки, одежда и др. Предложите каждый ряд назвать одним словом.

Игру можно изменить. В ряды, состоящие из картинок, изображающих предметы одной группы, включите другие картинки. Например, в ряд «животные» - картинку с изображением растения. Нужно спросить у ребенка, что тут лишнее?

Усложнение достигается за счет подбора картинок и принципов их различия. Сложнее задача, когда все пять карточек изображают животных, четыре – домашних, а пятое - дикое животное.

Аналогичные задания можно давать, используя карточки с геометрическими фигурами. Классифицировать можно по цвету и форме. Такую игру можно проводить и устно.

Литература

1.Юлия КАСПАРОВА Журнал "Мир семьи" март 2008 года.

2 Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка» «Речь» 2002г.

 



Источник: http://Литература 1.Юлия КАСПАРОВА Журнал "Мир семьи" март 2008 года. 2 Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка» «
Категория: Мои статьи | Добавил: педагог (03.06.2018)
Просмотров: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп