ТЕМА: «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА»
К числу новаций относится идея о так называемом «разнополом физическом воспитании» малышей, подразумевающем реализацию в педагогическом процессе мужественного начала для мальчиков и женственного - для девочек.
Давно известно, что весь животный и растительный мир, окружающий нас, делится на два космических начала: мужское и женское. Такое разделение, противостояние мы можем наблюдать практически везде: у птиц, животных и конечно же, у людей. Граница между мужскими и женскими началами проходит через всё наше восприятие Вселенной, и мы не можем не считаться с этим.
Итак, учитывая все вышеизложенное, делаем вывод: одним из ведущих педагогических принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Он подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников наряду с общими тенденциями должны иметь свои различия, отражающие особенности мужественного начала у мальчиков и женственного девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, тон, различную направленность: для мальчиков - свои, для девочек — свои.
Разнополое физическое воспитание дошкольников.
Первое, что приходит на ум, - это раздельные занятия по физической культуре для мальчиков и для девочек. Такую идею уже начали внедрять в практику в некоторых дошкольных учреждениях г. Севастополя: одно занятие в неделю проводится раздельно, по подгруппам, а второе занятие - объединенное. В данной формуле есть разумное зерно: мы не только разделяем эти два начала, но и объединяем их. И первое, чему воспитатель должен научиться, это видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Разница между мужчиной и женщиной заложена в нас изначально природой и передаётся по наследству в виде генного кода. Эти оба начала существуют в нас с рождения, просто реализуются они сначала незаметно, невыраженно и достигают своего пика с
По мнению автора, техника движений у дошкольников должна быть различной для мальчиков и девочек. Это видно даже из общей характеристики мальчишеской (мужской) двигательной активности.
Её отличают:
а) простота, некоторая угловатость ;
б) силовой, атлетический стиль;
в) четкая целенаправленность;
г) некоторая рискованность в движениях;
д) элементы « агрессивности», атаки, нападения, преследования.
Движения же девочек (девушек, женщин) чаще всего бывают:
а) относительно спокойными, аккуратными, пластичными ;
б) более вычурными, эстетически богатыми (особенно мимика, жестикуляция руками);
в) с элементами пассивности, боязни, уступающими;
г) в преобладающем координационном стиле, в противовес « силовому» у мальчиков;
д) как бы говорящими: « посмотрите, вот я
Однако, проводя идею разделительного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек, нельзя не затронуть обратную сторону этой проблемы — взаимное притяжение этих двух начал. Вот здесь дошкольная педагогика в огромном долгу перед обществом. Основы мужественности и женственности должны быть заложены, главным образом, в дошкольном возрасте, в период пребывания ребенка в детском саду, и развиваться далее в школьном возрасте.
Из сформулированных выше основных идей вытекают следующие конкретные методические советы в организации занятий по физической культуре.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
- В процессе всего занятия или в его отдельных фрагментах желательно делить детей на « мальчиковую» и «девчачью» подгруппы. Тем самым мы сразу разделяем эти два начала: мужественное и женственное.
- Подбирать такие двигательно — игровые ситуации, в которых мальчики и девочки постепенно сближались бы друг с другом, встречались, взаимодействовали:
* сначала это визуальный контакт ( зрительный ) - « мы вас видим» ;
*затем дети взаимодействуют друг с другом при помощи речевого общения (диалога);
* после этого можно установить контакт пальцами рук, ладошками в позиции « взявшись за руки» и т.д.;
- Для облегчения гармоничного партнерства, описанного выше, необходимо предоставить мальчикам (а в некоторых случаях и девочкам) возможность самостоятельно выбрать себе партнёра на основе личной симпатии. Здесь могут возникнуть ситуации, когда у некоторых детей таких симпатий не обнаруживаются или, наоборот, три мальчика испытывают симпатии к одной и той же девочке. Ничего страшного - это и есть естественная жизненная ситуация. Педагогу в каждом конкретном случае нужно умело обыграть её, чтобы не обидеть детишек.
- При выполнении упр-ий в парах, роль лидера неизменно принадлежит мальчику. Именно он наклоняет девочку, а не наоборот. Здесь необходимо тщательно следить за тем, чтобы мальчики осуществляли свое лидерство аккуратно, мягко, не делая больно своим партнёршам, пусть для них станет привычным стиль ласковой твёрдости (ласковой силы).
- При преодолении препятствий (выполнении новых двигательных заданий) первым в качестве разведчика « вступает в бой» мальчик и лишь затем, по его команде, - девочка. При этом мальчик страхует девочку, чтобы она не упала, не ушиблась и т. п. В смешанных парах мальчик первым перешагивает на следующую кочку, а затем, протянув руку, помогает перешагнуть и сохранить равновесие девочке.
- Придумывая различные игровые ситуации, в которых, по замыслу педагога, появляются силы Зла (баба Яга, Леший и др.), необходимо дать возможность мальчикам проявить себя в качестве защитников.
- В играх (упражнениях), требующих анализа и принятия решения, приоритет должен также отдаваться мальчикам. Они берут на себя ответственность за тот или иной поступок или действие.
Данный раздел хотелось бы завершить знакомством с ещё одной авторской методической новинкой — речь пойдет о правилах поведения мальчиков и девочек в быту и во время занятий при выполнении упр-ий в парах, в процессе игры и т.д. Вот лишь некоторые из них:
- При движении в парах ( в ходьбе, беге, прыжках ) - мальчик всегда слева от девочки.
- Независимо от роста детей при построениях ( в шеренги, колонны) впереди стоят всегда мальчики.
- Крупногабаритное (тяжёлое) оборудование и тренажёр переносят только мальчики. Девочкам можно поручить собрать мелкий игровой инвентарь.
- Даже если мальчикам приходится тяжеловато при переноске, девочки всё равно не должны бросаться им на помощь. Мальчики могут сделать две ходки, девочкам же лучше в это время просто подождать.
- При передвижении в парах через препятствия (например, с куба на куб) первым пробует мальчик, он же подаёт девочке руку и помогает перешагнуть с одного куба на другой, а также сойти с препятствия.
- Если вы проводите упр-ие типа « паровозик», « гусеница», «сороконожка» (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному), мальчики придерживают девочек за талию, а девочки мальчиков — кладя руки им на плечи.
- При проведении игр, эстафет, развлечений в качестве лежащих на полу условных препятствий, через которые надо переступать, перебегать, перепрыгивать, могут выступать только мальчики, а не наоборот. Девочка может наступить на мальчика при передвижении через препятствие, мальчик на девочку — нет!
- При передвижениях (упражнениях) в парах держать за руки (за кисть) должен мальчик девочку, а не наоборот.
- Обыгрывая ситуацию «на лошадке», « конёк — горбунок», «всадники» (в положении на средних четвереньках), верхом может быть только девочка на мальчике, а не наоборот.
10).При встречных движениях на гимнастических лестницах или если надо разойтись на перекладине, мальчик должен пропускать девочку ближе к лестнице, сам же — податься назад. В этом случае он автоматически страхует её от случайного Перечень нюансов можно продолжать, и я надеюсь, уважаемые коллеги, что в своей практической деятельности вы будете воплощать, развивать, обогащать идеи, высказанные автором в разделе - гендерное воспитание.
|