Суббота
18.05.2024
18:25
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Нравится ли вам детский садик Рябинушка?
Всего ответов: 1241

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Музыка – сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо доказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста. Великий русский критик  В. Г. Белинский писал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать её влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные  души». И нам всем нельзя не согласиться с этим высказыванием, тем более, что начиная с дошкольного возраста, закладываются основы развития личности.

Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков, различных форм. Этот мир является для него неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии. Музыка развивает ребёнка и умственно. Помимо разнообразных сведений о ней, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию детей.

Поэтому в своей работе, я делаю акцент не только на развитие способностей у дошкольников музыкального слуха и эмоциональной отзывчивости, но и применение разнообразных форм и методов музыкального воспитания, как  необходимые условия развития творческой личности.

В результате общения с музыкой, детям дошкольного возраста передаются её настроение и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом-то и заключается сила психологического воздействия музыки. Именно музыка, по моему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у каждого ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Основная проблема, отражающая сегодняшнее состояние воспитания, обучения и образования в целом, является проблема развития мышления. Изучение личности, как субъекта воспитательного и образовательного процесса, осуществляется на основе теоретических, методологических, психологических и педагогических подходов.

Одним из главных принципов, обеспечивающих успешное овладение детьми основами современных знаний, является теоретический характер их мыслительной деятельности. Основы мышления данного типа должны быть сформированы у детей в раннем возрасте, с последующим дальнейшим развитием. Поэтому, в своей педагогической деятельности, я опираюсь на базовую образовательную программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, где основной задачей является – через правильно организованный образовательный процесс ребёнок входит в мир певческого искусства, осознавая при этом свою индивидуальность и уникальность в окружающей его действительности.

Мною разработан план работы с детьми по музыкальному воспитанию, в котором отражены образовательные и воспитательные задачи интегрированного характера. По содержанию они включают в себя:

 

1

2

3

4

5

6

Упражнения на дыхание и дикцию (выработка правильного дыхания, звукообразования, артикулиции)

Упражнения на развитие слуха и голоса (учить детей пению мелодии с поступательным движением вниз)

Разучивание новых песен (учить петь лёгким звуком, не кричать: брать дыхание в начале музыкальной фразы)

Исполнение любимых песен, по желанию (развитие творческой самоличности каждого ребёнка)

Песенное творчество (учить импровизировать мелодию на заданный текст, и наоборот)

Игры, хороводы с пением (правильно интонировать мелодию, петь лёгким, подвижным звуком и выполнять правила игры)

 

Данное построение образовательного процесса, позволяет удовлетворить потребности каждого  ребёнка. Так как именно в дошкольном возрасте они должны много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать, то есть, удовлетворять физиологические потребности – происходит усиленный обмен веществ, развивается мышечный аппарат, совершенствуется работа нервных центров, а потому такое систематизированное и музыкальное движение, в своей работе, я считаю очень необходимо и ценно. Такие движения учат детей свободно управлять отдельными органами своего тела, развивают координацию движений, овладевают собой (смелость, решительность, находчивость, сообразительность). Музыка, сливаясь с движением, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров и слуха, вырабатывается координация движений, сберегаются силы. Но нельзя не сказать, что процесс непосредственно музыкального восприятия  однообразен, он тоже оказывает влияние на развитие и становление творческой личности.

Действия детей на своих музыкальных занятиях я направляю на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают как исполнительские навыки, так и учатся импровизировать собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных видов танцевальных движений стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При этом происходит интеграция разных видов образовательной деятельности: утренние гимнастики под специально подобранное музыкальное сопровождение; физкультурные занятия под живое исполнение на музыкальных инструментах; режимные моменты и разные виды организованной деятельности; логоритмика.

Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно подобранные формы и методы работы, отражённые в перспективном плане на учебный год, соответствующие возрастным особенностям дошкольников. Но самое главное – это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки – вызывать сопереживание слушателей.

Игровые задания и упражнения на занятиях, я выстраиваю так, что помимо воспитательных функций активизируются образовательные – задействована познавательная и умственная деятельность.

Так, я даю такие задания, как:

 - сравни произведения с одинаковыми названиями;

- определи, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, или злую;

- определи настроение героя сказки;

- игры в сопровождении классической музыки, народных музыкальных инструментов;

- импровизация под музыкальные произведения.

Такие задания способствуют эмоциональной отзывчивости на различные жанры музыки, что обеспечивает не только творческий, но и интеллектуальный рост детей дошкольного возраста. Кроме того, эмоциональная отзывчивость составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другим людям.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все выше перечисленные виды музыкальной деятельности и все творческие возможности дошкольников. При этом реализуются такие важные задачи:

  • Воспитание любви и интереса к музыке. Развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости даёт возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки на личность ребёнка;
  • Обогащаются впечатления детей при знакомстве их в определённой организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;
  • Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируется восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах. Всё это позволяет им действовать осознанно, непринуждённо, выразительно;
  • Развитие общей музыкальности детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формирование певческого голоса и выразительности движений. Если в дошкольном возрасте дети приобщаются к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех способностей;
  • Развитие творческого отношения к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых и танцевальных движений, импровизации попевок и др. Это помогает выявить самостоятельность, инициативу, стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицирование на инструментах, пение и танец в различных видах деятельности.

Но необходимо помнить, что музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определённых знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приёмах исполнительства, средствах выразительности. На моих занятиях, дети, обучаясь пению,  приобретают не только знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.), но и интеллектуально развиваются, пополняют, так сказать, свой жизненный опыт через деятельность. В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, опираясь на теоретические знания о действительности (повадки животных, традиции и обычаи своего и других народов и др.). дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов, характерных для разных национальностей. Обучаясь  игре на музыкальных инструментах, получают определённые знания как специфически музыкального характера, так и истории их возникновения, умельцах, способах их применения.

Таким образом, музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому, развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно в дошкольном образовании.

Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности. В развитии её общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений огромное количество впечатлений, ребёнок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым они играют неоценимую роль в развитии творческой индивидуальности.

 

 

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981г.
  2. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н. А. – М. 1982г.
  3. Метлов Н. А. Музыка – детям. М.; Просвещение, 1985г.
  4. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального воспитания. – М.; 1972г.
  5. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования. – М.; 1986г.
  6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М.; 1977г.
  7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.  Методика музыкального воспитания – М.; 1989г.д
Категория: Мои статьи | Добавил: Лара (14.01.2016)
Просмотров: 781 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп