Воскресенье
19.05.2024
01:59
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Нравится ли вам детский садик Рябинушка?
Всего ответов: 1241

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

Статья в сборник

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». А художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства [1]. А что поможет помочь постичь мир прекрасного, как не волшебный край? «Волшебный край!» - так когда-то называл театр великий русский поэт А.С.Пушкин. «Любители вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Г.Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем? Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями. Во - вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители [3]. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка - дошкольника. Федеральный государственный стандарт широко рассматривает вопрос о развитии творческого потенциала каждого ребенка средствами театрального искусства и является актуальным на современном этапе, так как связан с развитием творческих способностей, воображения, речи, рефлексии, его неповторимой индивидуальности. Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста? Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех и образ современной жизни. Так как кукольный театр является синтезом искусств, то занятия этим видом деятельности наиболее полно позволяют развивать общие способности детей [5]. Часто наблюдая за тем, как дети, беря в руки куклу, можно отметить что они тем самым пытаются заставить ее «говорить», пытаются оживить ее, разыграть мини-сценку. Эти наблюдения подтолкнули на создание в детском саду своего кукольного театра «Кукляндия», в котором самостоятельно изготавливаем, а в дальнейшем используем кукол в работе с детьми в таких видах театра: театр картинок, фланелеграф, настольный театр, театр коробочек или шариков, театр пальчиков, театр рукавичек, театр игрушек, театр Би-ба-бо. Работа по созданию театра проходила в несколько этапов. На первом этапе работы, с целью повышения своей компетентности по данному направлению, были изучены и проанализированы литературные источники по театрализованному развитию детей дошкольного возраста, в которых рассматриваются вопросы организации кукольного театра. Для повышения своих теоретических знаний в этой области, познакомились с некоторыми программами по организации театральной деятельности. Второй этап работы над созданием кукольного театра включал в себя создание необходимой материально-технической базы, при отсутствии которой невозможно осуществлять театральную деятельность. Была изготовлена мобильная ширма, закуплен необходимый материал для изготовления кукол-перчаток, сменных декораций и реквизита, заготовлены необходимые выкройки будущих персонажей кукольного театра, подготовлен различный постановочный и дидактический материал, методические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству и кукловождению, специальная литература по изготовлению кукол и декораций, музыкальное сопровождение для постановок. Третьим этапом стала организация пространственно - развивающей среды, которая играет немалую роль в воспитании детей. Очевидно, что в системе работы по театрализованной деятельности важное место занимает театральная студия. В данной технологии это специально оборудо¬ванная комната — это «волшебное» пространство, созданное фантазией и руками педагогов. Перед тем как попасть в этот сказочный мир, дети могут «открыть волшебным ключом замочную скважину» и отгадать, что их ожидает в стране «Кукляндия». А когда дети входят в студию, знакомятся с «Легендой сказочной страны. В группах детского сада организованы центры художественно-эстетического развития. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов. В уголке располагаются:  различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, марионеточный и др.);  реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);  атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал). В литературном уголке хранятся книжки-игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы. Когда была полностью подготовлена материально – техническая база можно приступать к реализации программы «Кукляндия». Данная программа является авторской. В ней представлены целостные, структурированные методические разработки, направленные на развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников посредством кукольного театра, приобретение нового социального опыта, что и является её основной целью. Данную цель реализую через решение следующих задач: 1. Создание условий для творческого, интеллектуального и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр. 2. Знакомство воспитанников с основами кукольной театрализации (театральная игра и актерское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра). 3. Создание предпосылок к выявлению, развитию индивидуальных способностей у детей и совершенствованию их в практике работы с куклами. 4. Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности и организация содержательного досуга [2]. Знакомя детей с видами театра, обратили внимание на то, что малышам больше нравятся куклы-перчатки: тряпичная мягкая кукла, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний. Во-первых, он видит куклу, которая к нему тянется руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой. Когда ребенок одевает куклу на руку, он «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Кукла веселая или грустная изображает положительного или отрицательного героя сказки. Синтетический характер всех театрализованных игр и особенности игр- представлений позволяет успешно решить воспитательно- образовательные задачи учреждения, в том числе и задачу оздоровления, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого участия. Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, рождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Развивающие возможности театра не ограничены. Занимаясь театральной деятельностью с детьми, знакомим их с различными видами кукольного театра, сценического искусства (музыкальные спектакли, театрализованные представления). Разучиваем игры-драматизации и инсценируем потешки, скороговорки, песни по ролям. Все эти виды театральной деятельности интересны для детей и вызывают у них непосредственную активную реакцию, воспитывают добрые чувства, создают возможность выразить свое отношение к зрелищам в целом и отдельным персонажам, вызывают желание подражать представлению - самостоятельно воспроизводить его с помощью игрушек. Кукольный театр, где ребята учатся управлять куклами, развивает у детей мелкую моторику. Дети овладевают навыками изменять тембр голоса (тихо, громко), развивают речевые способности. Сказочный и увлекательный мир театра доставляет детям большую радость [2]. В процессе работы над спектаклем учим детей навыкам сценического поведения, развиваем артистизм. Все это дает возможность ребенку раскрепоститься, воспитывает его коммуникативные качества, развивает интеллект, эмоциональную отзывчивость, физическую активность. Для того чтобы выполнить все педагогические задачи, необходимо выполнять некоторые условия. Обучение должно проходить в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций. Занятия должны быть построены согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Занятия продумываем так, чтобы в активной работе могли участвовать все ребята. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Дети любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие [4]. Музыка - важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах. Музыкальное сопровождение подбирается тщательно, так как оно усиливает эмоциональное восприятие спектакля. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Ведь звучание музыки за ширмой всегда соответствует действию, происходящему на ширме. Широко в своей работе используем «Музыкальные сказки» Железновых, сборники для спектаклей с театральными шумами, диски с детскими песнями. Использование музыки обусловлено еще и тем, что она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, подчеркивает ритмичность движений кукол, их настроение, но в то же время слежу за тем, чтобы музыкальные и шумовые эффекты не мешали рассказчику и кукловодам. Каждый спектакль начинается с музыки. Это незаметно помогает воспитанникам переключиться на восприятие спектакля, создать атмосферу ожидания. Работа над постановкой театрализованного представления проводится в несколько этапов: 1. Подготовку начинается с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняется не только содержание, но и отдельные средства выразительности. 2. Второй этап – организационный. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Обсуждается с детьми количество ролей, назначаются актеры, продумываются декорации, озвучивание. Стараемся сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. 3. Следующий этап предполагает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения. 4. Непосредственно представление. Это самый волнительный этап для участников представления. Гостями таких представлений станут самые маленькие зрители нашего детского сада, сверстники и родители. После спектакля проводится обсуждение, где дети оценят свои успехи и неудачи. Во время обсуждения, беседы можно будет выяснить насколько критически они способны относиться к собственной игре. Таким образом, театрализованная деятельность позволит каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Правильно построенная работа на протяжении всего времени реализации программы, использование разнообразных форм, методов и видов деятельности позволяют сделать вывод, что данная работа дает положительные результаты. Воспитанники не теряют свободного времени зря, их досуг содержателен и интересен. Ребята регулярно выступают перед воспитанниками младших групп, принимают участие в концертной деятельности внутри учреждения. Возвращаясь в группу после спектакля, дети уже сами берут в руки куклы и начинают самостоятельно разыгрывать свои сказки. В этих игровых моментах и развиваются память, речь, воображение; корректи-руется поведение детей. Кукольный театр воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Такую большую радость доставляют детям музыкальный руководитель, воспитатели, родители детского сада, применяя кукольный театр. Это поучительно и интересно, ярко и содержательно. Нельзя забывать, что кукольный театр – это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству, к творению. Федеральный государственный образовательный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание художественно-эстетического развития, интегрируя его с другими образовательными областями [1]. Зернышки творчества, заложенные в дошкольном детстве, прорастают и дают свои положительные результаты. Так решается задача – воспитать людей, ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности. Итогом нашей деятельности будет эстетическое воспитание подрастающего поколения, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол. Литература: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Аркти, Москва 2001 3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр, Москва 2001 4. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий// Москва 2004 5.Сорокина Н.Д. , Миланович Л. Куклы и дети// Москва, 2012



Источник: http://Авторский материал
Категория: Мои статьи | Добавил: Элланик (29.05.2016) | Автор: Элла Дмитриевна Никитина
Просмотров: 480 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп