Воскресенье
19.05.2024
01:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Нравится ли вам детский садик Рябинушка?
Всего ответов: 1241

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

Куляба Г.Н. "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ТРИЗ И РТВ"

Термин "развитие" понимается, как целостное развитие каждого ребёнка, что предполагает максимально возможное разностороннее и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности. Исследованиями учёных доказано, что если ребёнку не давать готовых образцов, а предлагать ему ситуацию, где привычные способы действия неэффективны, у ребёнка быстрее развиваются интеллектуальные и творческие способности, проявляется инициатива.

  Способность  к видению  проблем – одна  из  важнейших  способностей талантливого человека. Проблем не видит только тот, кто не умеет мыслить самостоятельно. Способность нестандартно смотреть на  мир, преодолевать  господствующую точку зрения не такое простое дело.

 Необходимо развивать у ребенка эту способность.

 Как  загрузить   человека  знаниями,  не  снизив   при этом  полет  творчества?   «Неизменными   атрибутами    творчества привыкли считать озарение, интуицию, прирожденные способности, счастливый   случай»,  -   пишет   автор   теории   решения   изобретательских   задач   Генрих Саулович    Альтшуллер.  Он   создал методы, позволяющие каждому  научиться  изобретать,    решать    творческие   задачи   в   разных   областях    человеческой  деятельности.    Его  теория   основана   на  законах   диалектики  и  являет собой  прикладную   диалектику.   Сможет   ли   маленький    ребенок     постичь   столь серьезную  науку?   Сможет,  но  при   соответствующих  условиях.   Творческие   способности  малыша  велики.

Французский   психолог   Т.А. Рибо   выявил зависимость развития творческого воображения   от   возраста.   Чем   меньше  ребенок,   тем   быстрее развивается  воображение. И к окончанию школы   развитие   практически   останавливается.   Вот потому-то,  чем раньше начать изучать  диалектику, тем проще. Младшие  дошкольники почти не имеют  психологических барьеров, но у  старших  дошкольников они уже есть. А ТРИЗ позволяет их  снять, убрать  боязнь  перед   новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не  как непреодолимых   препятствий, а  как  очередных  задач,  которые  надо  решить. Кроме того,  ТРИЗ подразумевает  гуманистический  характер  обучения,  основанный на решении актуальных и полезных для  окружающих  проблем.  Давая определение творческого мышления, американский психолог Дж. Гилфорд связывает  креативность  с  развитием качеств дивергентного  мышления.   Данный вид  мышления  тесно  связан  с воображением и служит средством порождения большого  количества  разнообразных  оригинальных  идей. Полярным по отношению  к  дивергентному  мышлению  выступает  конвергентное   (логическое) мышление.  Психолог П. Симонов указывал, что если  интуиции  бывает  достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства.  Поиск  этих  доказательств  осуществляется с помощью логического мышления.  Поэтому  у детей нужно развивать оба вида мышления.

Применение элементов ТРИЗ  в  развитии  дошкольников  в  корне  изменяет  стиль  работы  воспитателя, раскрепощает детей, учит  их  думать,  искать  решение  проблем,  устраняет  боязнь   неправильных высказываний, вырабатывает смелость в фантазии, позволяет ребенку занимать на  занятиях  позицию  активного  творца,   созидателя.  « Каждый   ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального  эффекта. (Г.С. Альтшуллер)

Цель  Формирование  у  ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей,  решением  сложных  проблемных  ситуаций; воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в  различных областях деятельности.

Задачи:

1.Научить детей выявлять противоречия и решать их.

2.Формировать  умение узнавать в неопределенных  графических формах  (чернильные пятна, каракули…) различные знакомые предметы.

3. Комбинировать и  сочетать в одном  предмете  свойства  и  признаки  других предметов и объектов.

4. Переносить действия, применяемые к одному предмету на другой.

5. Продолжать развивать у детей  системное  восприятие.  Находить  причинно- следственные связи и отношения

6. Повышать  эффективность  мышления  за счет  использования  в  работе  различных видов аналогий.

7.Составлять сюжетный  рассказ  про какой- либо объект.

8.Использовать методы управления мышлением.

9.Развивать мышление и воображение.

Чтобы  решить  все  эти задачи необходимо создать  для детей благоприятные условия  для  появления идей при решении той или иной проблемы.   И  все мы, родители и педагоги хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными,  успешными  в  делах, учебе, разносторонне развитыми, интересными личностями,  умеющими  найти  выход  из  любой  сложной  ситуации. Интересная  личность – это  знающий,  уверенный  в  себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой  личности  немалую роль играет ТРИЗ и РТВ.

 ТРИЗ -  азбука  диалектики  для малышей.

Что же такое диалектика?

Диалектика в переводе с греческого - искусство   вести  беседу,  спор,  учение  о  наиболее   общих   закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Мир, окружающий нас, живет и  развивается  по законам диалектики.  Диалектика изучает законы всякого развития.

Законы диалектики:

  • Закон «единства и борьбы противоположностей» (развитие объективного мира  и  раздвоение  единого  на  взаимоисключающие  противоположные моменты, стороны, тенденции, т.е. каждый предмет несет в себе  положительные и отрицательные проявления).
  • Закон взаимного  перехода  количественных  изменений  в  качественные: изменение  качества  объекта  происходит  тогда,  когда накопление количественных  изменений  достигает  определенного  предела,   происходит скачок, т.е. смена одного качества другим.
  • Закон  отрицания  отрицания ( его содержание выражается в единстве поступательности,  прогрессивности  и  преемственности  в  развитии,   возникновении нового и  относительной  повторяемости  некоторых  элементов, существовавших прежде) и др.

Принципы диалектики:

     *  Все в природе изменяется и развивается (изменение- это переход системы из  одного  состояния  в  другое,  развитие- это тоже изменение, но направленное в соответствии с какой-либо закономерностью).

*  Что   является  причиной  изменения  и  развития?  (если считать разрешение противоречий  причиной развития, то и развитие является причиной появления противоречий).

*  Как  идет  развитие?  (накапливание  количественных  изменений  приведет к резким качественным изменениям).

* В каком  направлении  идет  развитие? (в сторону разнообразия и усложнения систем).

* Все  в  природе  взаимосвязано,  взаимозависимо,  взаимосцеплено,  взаимообусловлено, поэтому и говорят, что мир един.

Развитию   диалектического   мышления  способствует  серия игр-  упражнений

« хорошо - плохо» ,  а  также  задачи  и  упражнения  для  глубокого понимания перехода  количественных  изменений  в  качественные.  Дети  охотно   играют, поэтому  все  эти  упражнения  можно  назвать играми.

Методы и приемы развития творческого мышления.

1 Метод проб и ошибок.

-Это  перебор  вариантов  при решении задачи, если эта задача  несложная.  Если  проблема  сложная,  то  этот  метод нам не помощник

2 Методы активизации перебора вариантов:

а) Мозговой штурм. Автор А. Осборн (США1957г.)

Это  метод  коллективного решения проблемы.

б) Морфологический анализ. Автор Ф.Цвикки (США 1942г.)

Цель:  выявить  все  возможные  варианты  решения данной проблемы, которые могут  быть  упущены  при  простом  переборе  вариантов.   Вначале   выделяют главные  характеристики  объекта  (оси),  затем  по  каждой  из  них записывают всевозможные варианты- элементы. Для этого строят так называемый морфологический ящик. После этого рассматриваются все сочетания изменяемых параметров (элементов) объекта.

в) Метод фокальных объектов. Автор Ч. Вайтинг (США 1953г.)

Название  метода  произошло  от  глагола  « фокусироваться».    В  переносном смысле  это  означает,  что  мы  концентрируем   свое   внимание   на   каком-то объекте,  который  нужно  изучить  или усовершенствовать. Он предстает перед нами,  как в  фокусе  объектива  фотоаппарата -  четко  и  ясно,  в  самых разных своих проявлениях. Произвольно выбираем несколько других объектов и  называем  их.  Желательно,  чтобы  это  были  предметы,  хорошо знакомые ребенку. Затем мы «примеряем» признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданные сочетания этих признаков с изучаемым объектом,  позволяют  его  рассмотреть  с  разных,  порой  необычных сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства.

г) Метод контрольных вопросов А. Осборн (США 1964г), Т. Эйлоарт (Великобритания 1969г)

Классические шаги решения задач этим методом:

1. Формулируется задача.

2. Составляется по возможности полный список вопросов, проясняющих ситуацию и наводящих на решение задачи.

3. Задаются вопросы и даются ответы на эти вопросы.

4. В процессе ответов формулируются решения.

5. Отбирается наилучшее решение.

3  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Автор Г.С. Альтшуллер

 Элементы ТРИЗ

1) Противоречие (административное, техническое, физическое)- взаимодействие в системе, когда полезное действие вызывает одновременно и вредное.

2)Оператор РВС (размер, время, стоимость).

Цель: уменьшая или увеличивая размеры от невероятно (для данного предмета) больших  до  невероятно  маленьких,  ускоряя  или  замедляя  время  действия с предметом  (включая  сюда  «прогулки»  по  временной оси прошлое- будущее), назначая  любую  его  стоимость,  преодолеваем  психологический  барьер,  т.е. наши представления о предметах и явлениях.

3) ИКР (идеальный конечный результат).

Для решения любой задачи необходимо определить ИКР, т.е. идеальный может быть  даже  фантастический  ответ.  Далее,  принимая  от  малышей   различные версии  возможных  решений,  все  время  идите   к   идеалу   уже   проторенной дорогой  игры  «Хорошо – плохо». 

4) Системный анализ.

При  ознакомлении  детей  с  окружающим миром можно использовать предложенный  тризом  системный  оператор –  элемент  талантливого мышления. Он состоит  из  системы,  надсистемы,  подсистемы,  и  объект  рассматривается  во времени.  Система –  определенный порядок  в  расположении  и  связи   частей. Подсистема  –  составная часть,  из  которой  состоит  система.     Надсистема – частью чего является система.

                            Пример схемы системного оператора                                

6 Прошлое надсистемы

3 Надсистема

9. Будущее надсистемы

4. Прошлое системы

1. Система

7. Будущее системы

5. Прошлое подсистемы

2. Подсистема

8. Будущее подсистемы

 

5) ВПР (вещественно- полевые ресурсы).

Решая любую задачу – сказочную и обычную, которая может встретиться в жизни, дети использовали какие-то предметы, явления, мысли для  нахождения  ответа. Это и есть ресурсы.

4 Синектика. Автор У.Дж. Гордон

В переводе с греческого слово «синектика» означает объединение разнородных элементов. Автор  синектики  У.Дж. Гордон.    По Гордону существует два вида процессов  творчества:  неоперативные  (неуправляемые)  –  интуиция,  вдохновение и операционные (управляемые) –  использование  различных   видов  аналогий. Если целенаправленно учить применять разные аналогии, то  можно  повысить эффективность творчества, мышления.

Развитие фантазии и воображения у детей.

Воображение – это основа всякой творческой деятельности.

Любая  творческая  деятельность  взрослого  человека,  по  определению   О. М. Дьяченко, невозможна без развитого воображения. Начинается же такое  развитие  в  дошкольном  детстве,  когда  психика ребенка наиболее пластична, и малыш готов к новым открытиям.

Однако, если перед ребенком пяти, шести или даже семи лет   поставить  специальную задачу – придумать сказку, то многие дети растеряются и откажутся это сделать, либо перескажут с небольшими вариациями сюжеты хорошо знакомых сказок.

Что же делать?  Однозначного  ответа  на  этот вопрос нет. Существуют некоторые  общие  особенности  воображения,  которые  проявляются  во  всех   видах деятельности ребенка: игре, рисовании, конструировании,  литературном  творчестве. Это не только умение отступить от шаблонного стандартного решения и создать  новое,  оригинальное  (т.е.  непохожее  на  продукты творчества других людей) произведение, но и способность придумывать  разные варианты одной и той же темы, находить для нее новые и новые детали. Именно  эти  особенности определяют уровень развития творческого воображения ребенка. Такие особенности можно развивать, играя в самые разные игры.

Задача педагога – направить воображение одних в позитивное русло  и   помочь развиваться фантазии у других детей.

 В 30-е годы выдающийся русский  психолог  Л.  С.  Выготский доказал,  что  воображение   ребенка   развивается   постепенно,   по   мере приобретения им определенного опыта. Л. С. Выготский утверждал, что все  образы воображения,  как  бы  причудливы  они  ни   были,   основываются   на   тех представлениях и впечатлениях, которые мы  получаем  в  реальной  жизни.  Он писал: "Первая форма связи воображения  с  действительностью  заключается  в том, что всякое создание воображения всегда строится  из  элементов,  взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". 
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится  в прямой зависимости от богатства  и  разнообразия  прежнего  опыта  человека.
Педагогический вывод,  который  можно  сделать  из  всего  выше  сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если  мы  хотим  создать достаточно прочные  основы  для  его  творческой  деятельности.  Чем  больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил,  чем  большим количеством элементов действительности он располагает  в  своём  опыте,  тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях,  будет  деятельность его воображения. Именно с накопления опыта  начинается  всякое  воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает  так,  что  родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у  него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это  происходит  в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему  рассказывают,  нет интереса  к  знаниям  вообще,  то  есть  когда  отсутствуют   познавательные интересы.

 

 Законы развития творческого воображения (РТВ)

Лев Семенович Выготский, труды которого положили начало школьной психологии, сформулировал три закона РТВ.

1.Творческая  деятельность  воображения  находится  в  прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Нужно  помогать  ребенку  накапливать опыт,  образы и знания, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то  есть можно фантазировать на основе чужого опыта.

3. Содержание  воображаемых  предметов или явлений зависит от наших чувств

в  момент  фантазирования.     И наоборот,  предмет  фантазии  влияет  на  наши чувства.

Способы развития фантазии и воображения.

1. Сформировать мотивацию.

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а  очень  престижно и  полезно  лично ребенку.

3. Фантазировать должно быть интересно.   Тогда,  получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет  умением  фантазировать,  а  потом  умением  воображать, потом и рационально мыслить.

4. Влюбить детей в себя.

5. Собственным примером.

6. Читать,   обсуждать   и  анализировать  хорошую  литературу  по  фантастике

(сказки, фантастические рассказы).

7.Стимулировать фантазию вопросами.

8.Ставить детей в затруднительные ситуации.

9.«Подбрасывать» детям интересные сюжеты и  просить их  составлять  по  ним рассказы, сказки, истории.

  1. Обучать приемам развития воображения и фантазирования.

Приемы развития фантазии и воображения

1.  Увеличение – уменьшение.

2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или нескольким людям.

Методика этого фантазирования похожа на метод фокальных объектов:

  • Выбирают несколько произвольных объектов живой или неживой природы;
  • Формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера;
  •  Сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

3. Оживший рисунок.

4. Исключение некоторых качеств человека (например, человек не спит, не ест). Что из этого получится и к чему приведет их потеря?

5. Превращение человека в любой объект.    (Игра  «Посмотри  на  мир чужими глазами).

6. Наделение  человеческими  свойствами  (речью,  мышлением,  способностью чувствовать…) любых объектов – одушевленных и неодушевленных: животных, растений, предметов быта, небесных тел …

7. Придание  объектам  неживой  природы  необычайных  свойств  (камень  светится, всегда теплый, делает воду сладкой…).

9.Оживление умерших людей, животных, растений (что было бы, если бы  ожили динозавры?)

10. Оживление  умерших героев литературных произведений, в частности героев сказок.

11. Оживление героев художественных картин и скульптур.

12. Изменение привычных отношений между героями сказок.

13. Метафора  (перенесение  свойств  одного  предмета  на другой на основании признака,  общего  для  обоих  предметов).    Например:  золотые  руки,  горячее сердце…

14. Дайте новое название картине.

15. Фантастическое объединение (огурец+ арбуз= огурбуз)

16. Фантастическое дробление (лопнул стручок,  и рассыпались горошины; расскажите об их приключениях).

17. «Как мне повезло».

18. Прием ускорение – замедление (что будет, если осень будет  длиться  целый год?)

19. Ускорение  и  замедление  времени  (время ускорилось в сто раз, как будешь жить в таком мире?)

20. Машина времени.

21. Хроноклазм (вмешательство в предыдущую жизнь).

- Я потерял ключи. (Не беда, возвращаюсь в прошлое и не беру ключи).

22. Метод Л.Н. Толстого. (Описать предмет словами человека, который его  никогда не видел)

23. Свободное фантазирование.

24. Придумайте фантастическое сооружение. (Например: здание будущего)

25. Придумайте новый вид транспорта.

26. Придумайте новый праздник или конкурс.

27. Придумайте драматический сюжет.   (Человек попал на необитаемый остров и прожил там десять лет. Как он там жил?)

28. Придумайте  новую  фантастическую  игру.     ( Например: игра «Съедобные шашки).

29. Волшебное  выполнение  собственных  желаний  и  материализация мыслей.

(Дети стали волшебниками и в течение часа могут исполнять все свои желания.

Чтобы они захотели сделать?)

30.Вы  стали  обладать  даром  телепатии.   Телепатия  –  это передача мыслей и чувств на расстоянии.

31. Комбинация приемов.

32. Красивые древние фантазии с превращением.

 

Использование методов и приемов развития творческих способностей дошкольников на занятиях и в совместной с воспитателем деятельности.

     Работая  в  коррекционной  группе  детей  с  общим  недоразвитием  речи,   я столкнулась  с рядом  трудностей:  дети  имеют ограниченный словарный запас, нарушения в грамматическом строе речи, слабо развитую связную речь,  нечеткие  представления  о  родовых  и  видовых  отношениях,  не  могут  выполнить инструкцию,  плохо  ориентируются  во  времени  и  пространстве,  часто  у них нарушен  и  фонематический  слух.  Все это приводит к трудностям в овладении письменной  речью  в  школе.  У  таких  детей  слабо   развиты   и   психические процессы:  внимание,  память  мышление,  воображение.  Занятия  по  развитию речи в таких группах проводятся в соответствии с лексическими темами.

     В   своих   занятиях   я   использую  различные  методы  и  приемы   развития творческого  воображения  и  мышления.   Так,  например,  в  занятии   «Вернем Федоре посуду» дети использовали биологические ресурсы (ВПР), чтобы найти в природе предметы – заместители посуды, с помощью игры «Хорошо – плохо» проанализировали  положительные  и  отрицательные  стороны   использования данной  посуды.  С помощью  метода  фокальных  объектов придумали машину времени  и,  используя  оператор время (РВС), переместились в прошлое, чтобы научить Федору мыть посуду и т.д. Ребенок не получает знания в готовом  виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей.                                                                                                                                                                                                                                                                         

     Но  работа  по  развитию  творческих  способностей  детей  продолжается и в совместной  с  воспитателем,  и  самостоятельной  деятельности.   Для этого так важно создать развивающую среду.

                                    Развивающая среда

   В игровой зоне детям предлагается множество настольно – печатных игр:

1.Игры «Что за чем»: Монтессори «На лугу», «В лесу», «На озере»; «Путешествие в прошлое предметов».

2. Карточки – схемы  системного  оператора  с  одним  центральным  изображением.

3. Игры «Сложи узор», « Уникуб»,  «Сложи квадрат»,  «Танграм»,  «Колумбово яйцо».

4. Игра «Логический поезд» (на развитие ассоциативного мышления)

5. Игры «Парные картинки» (по типу игры «Наоборот»)

6. Различные  конструкторские  игры:  «Магнитный  конструктор»,  «Механик», «Сотовый», «Лего», «Строитель».

7. Игра «Придумай и сложи» (игра заключается в придумывании  и  выкладывании различных фигур из счетных палочек).

8. Различные сюжетно – ролевые игры, разные виды театров.

9. В  ИЗО  уголке  у  детей  имеются  разнообразные  материалы:  пластилин,  глина, акварель,  восковые  мелки,  пастель,  фломастеры, цветные карандаши. Старые журналы  для  вырезывания  картинок   и   составления   коллажей,   трафареты, шаблоны,  картинки – обводки (для заданий  «Обведи,   дополни   изображение, дорисуй сюжет»),  штампы,  ватные палочки,  формы для пластилина, картинки «Перевертыши», «Загадочный лес» и др.

10. Картинки – перепутаницы.

11. Круги Луллия.

12. Пособие «Линейные данетки»

     Каждый  воспитатель  задумывается  над  вопросом:   «А  с  чего же начать?»

   В  младшем  возрасте  можно  использовать  игры « Хорошо – плохо,    «Что  за  чем»,  «Наоборот», «Покажи противоположность» (написать – стереть), «Разложи   противоположности»  (на  двух  площадках  контрастного  цвета),  «Поднимись  по  лестнице противоположностей   (необходимо  иметь   лестницу  и  две фигурки человечков). Дети, называя противоположные слова, поднимаются   по ступенькам лестницы. На развитие воображения можно использовать игры « На что похоже», « Новогодние подарки», «Волшебные картинки», «Кто как бегает, ходит, прыгает»  и другие        В старшем     возрасте   можно   переходить   к   играм,     «Системный  оператор»,  «Аналогии»,   «Ассоциация» , «Оператор РВС», усложненной игре «Наоборот» и др.

Остановимся  подробнее  на  игре  «Наоборот»:  сначала  нужно подобрать  слова, противоположные по смыслу: тупой – острый,  быстрый –  медленный,  красивый   –  уродливый.   А  потом найти  такой  объект,  в котором  эти  свойства присутствуют  одновременно.  Например:  рассмотрим  пару  «острый и тупой». Это нож,  все  режущие,  колющие,  пилящие инструменты. Ножом надо резать, тогда человек создал предмет, острый с одной стороны  и  тупой  с  другой.  Он совместил  два  противоположных  свойства  в  одном  объекте  на  разных   его участках, т.е. противоречие решил в пространстве.

«Оператор РВС»: взять 1 – 2 предмета и поменять у  них  одно  –  два  свойства: или  размер,  или  время.   Например,  колобок  становится  огромным,   а   дело происходит  зимой.  Лиса  устала  возиться  с  огромным  колобком,  замерзла  и убежала. Вариантов может быть множество.

   При  работе  с  проблемными  ситуациями  необходим мыслительный процесс отсечения  как  можно  большего  количества  неактуальной  в  данный   момент информации. Игра «Да-нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации и выступает в данной работе  как  метод дихотомии (отсечение половины). Метод основан на алгоритме:

-обозначение объектов в проблемной ситуации;

-выявление имен признаков и их значений;

-рефлексия (сужение поле поиска).

   Использование   кругов   Луллия   позволяет   сформировать   у детей один из ведущих навыков «Объект – имя признака – значение имени признака  (О-И-З). Данный навык является универсальной моделью описания объектов.   Работа с кругами разного диаметра позволяет значительно расширить словарный   запас ребенка и развить воображение.

    В  своей  работе  при  планировании совместной деятельности мы используем циклограмму, включающую в себя различные виды  игр для  развития  творческих способностей: игры на развитие воображения, мышления,  игры  –  загадки-движения,  словотворчество,  игры  на  развитие эмоциональной сферы ребенка, пальчиковые игры и др.

    Вопросы – шутки способствуют развитию смекалки и сообразительности.

- Во время дождя ворона села на дерево.   На  каком  дереве  сидит  ворона?  (на мокром)

- От чего плавают утки? (От берега).

- Человек попал под дождь. Ни  шляпы,  ни  зонта  у  него  не  было,  спрятаться было негде. Когда он добрался до дома, вода с него лилась ручьем,  но  ни  один волос не промок. Почему? (Он был лысый).

В игре «Почему это произошло?» ребенок учится думать, искать  причину  данного события.

-Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами. Почему?

- Мама вдела нитку в иголку. Почему?

   Чтобы  научить  детей  задавать  вопросы, использую игры «Спроси – угадай»  (детям  предлагается  картинка:   а)  задать  как можно больше вопросов чего не видно  на  картинке;   б) перечислить  как  можно  больше  событий,  к  которым может  привести изображенная  ситуация;   в)  перечислить  как  можно  больше причин для возникновения ситуации, изображенной на картинке),  «Интервью»,  «Угадай  о  чем  спросили»   (ребенку  тихо  на ушко  называется вопрос.  Он, не произнося  его  вслух,  громко на него отвечает. Всем остальным детям надо догадаться каким был вопрос) и др.

И  на занятиях,  и  в  совместной  деятельности  придумываем  с детьми загадки, используя модели  А.А. Нестеренко.

    На  прогулке  рассматриваем  облака  и  сравниваем  на  кого  или  на что они похожи, какой у них характер, куда они спешат? Если бы они были живые,  то о чем бы они думали, мечтали? Так, рассматривая перистые облака, дети сказали, что у них веселый, ласковый, добрый  характер,  а у  кучевых  облаков  темного цвета характер сердитый, злой. Облака плывут, они мечтают попасть в  дальние страны, увидеть море и т.д. Рассматривая божью коровку,  придумывают  о  ней загадку: «С  крыльями,  но  не  порхающая  бабочка,  красная  в  точечку,  но  не ядовитый  мухомор,  шесть  лапок,  но  не  прыгающий  кузнечик.   В  морозную погоду,  наблюдая  за птицами, спрашиваю у детей: «Если бы вы были птицами, то о чем бы вы думали, с кем хотели бы подружиться, кого бы боялись?» Применение таких приемов не только развивает у детей мышление и воображение, но и исследовательское поведение,  дети  учатся наблюдать  за   объектами природы.

   Творческое воображение  можно  развивать  в  процессе  ознакомления  с  художественной литературой. Дети в этом возрасте  прекрасные  фантазеры.  Нетрадиционный подход к сказке дает и   воспитателю  и  ребенку  возможность  уяснить,  что  в  сказке  или  в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро  восторжествовало,  зло  было  наказано,  но  не жестоко и бесчеловечно.  Здоровая  в  своей  основе,  конструктивная  идея:  все можно   улучшить,  усовершенствовать,  изменить  для  блага  людей  –  должна стать  творческим  девизом  для  ребенка.  

Осуществляется связь  с другими специалистами, работающими в детском саду, и родителями (см. схему).

Организационная диаграмма

   На  логопедических  занятиях  знакомятся  с  образными средствами языка, обучаются творческому рассказыванию, словотворчеству, придумывают загадки  и др.     Психолог  на  своих  занятиях  использует  такие  виды  работ:  психогимнастика, пантомимические этюды, игры на развитие эмоциональной  сферы  ребенка, игры на развитие мышления и воображения.

  На  музыкальных  занятиях дети учатся по характеру музыки определять, какой перед  ними  герой:  злой или добрый, хитрый или добродушный;  как  меняется море в сказке  «О рыбаке и рыбке», а потом отражают  это  в  рисунке.  Используется словесное фантазирование по музыкальной композиции. На  занятиях  по  рисованию  дети придумывают сказочные домики для овощей, при изучении темы «Овощи»; методом штампов  делают  простейшие  орнаменты; способом набрызга изображают осенние листья; рисуют по мокрой  бумаге; используя кляксографию, дорисовывают кляксы, превращая в  различные  предметы и др.

   Осуществляется   связь  с  родителями:  проводятся  консультации,    индивидуальные беседы. Родители вместе со  своими  детьми  придумывают  поделки  из природного  материала  на  выставки, расписывают пасхальные яйца, выполняя творческое  домашнее  задание,  рисуют  диковинное  животное  или  рисунки о приключениях Колобка и др. Минуты  сотворчества  сближают  детей  и  взрослых.

К концу второго года обучения в логопедической группе дети изменяются:  они уже не стесняются высказывать  свои мысли, свободно ведут диалог,  рассуждают, речь становится четкой,  грамматически  правильной,  дети  самостоятельно находят  решения  возникающих  проблем, выдвигают смелые идеи и гипотезы, аргументировано отстаивая собственное мнение.

Заключение

   Сейчас уже никто не сомневается в том, что  дает  ТРИЗ  детям.   Дети,  играя  в  ТРИЗ,  видят  мир  во  всем  его  многоцветии,  многогранности,  многообразии. ТРИЗ учит детей решать проблемы, что очень пригодится ребенку и в школе,  и во  взрослой  жизни.   При  серьезной теоретической подготовке воспитателей и систематической работе с детьми  главные  задачи  ТРИЗ  педагогики  выполняются. ТРИЗ постоянно развивается, изменяется, расширяется.   Поэтому  воспитателю,  даже  прошедшему  специальное  обучение,  необходимо обновлять   и пополнять  свои  знания,  быть в курсе современных исследований и наработок.

Нужно  обмениваться  опытом,  обсуждать  трудности,  с  которыми приходится сталкиваться.

     Тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит  мыслить  системно, с пониманием происходящих событий, конструировать и изобретать. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденное в процессе мышления  становится знанием. Процесс мышления – поиск и открытие нового  при  разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления. Исскуство мышления нужно рассматривать как здоровье народа.

Л. В. Выготский решительно возражает против  того,  что  творчество  является уделом  избранных:  «Если   понимать  творчество  в  его  истинном  психологическом  смысле,  как  создание  нового, легко прийти к выводу,  что  творчество является  уделом  всех  в  большей  или  меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». Решая различные проблемы вместе с детьми, мы  приближаемся  к  миру  более гармоничному и совершенному.

Хорошие результаты могут быть достигнуты только при высокой культуре мышления.   ( Альтшуллер Г. С.,   Найти идею.  Введение в ТРИЗ, Петрозаводск « Скандинавия», 2003г)

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kingban (19.05.2016)
Просмотров: 741 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп