Суббота
18.05.2024
22:30
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 556

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

Шатура О.В. "РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

       Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни и имеет свою историю. Всем известно, что литература является одним из видов искусства, таких как: музыка, живопись, театр, кинематограф. Литература дает совокупность знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, отношении к окружающему миру, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

       Со времен античности художественному слову уделялось немало внимания в трудах философов и педагогов. Слово оказывало влияние на мнение и поведение людей со времен появления письменности. «Место, где лечат душу», - такая надпись была на фронтоне библиотеки в древнем городе Фивы.

       На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Шахнарович, В. И. Яшина и др.)

      Исследователи, в частности В. И. Яшина, отмечает такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.     

      Воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы огромно, так как она, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная литература играет большую роль в развитии речи, а также в эмоциональном развитии ребенка. Это одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.

      Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

      Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Художественное слово является образцом в развитии речи дошкольника. Все мы знаем, как важно ежедневно читать детям знакомые и новые произведения художественной литературы, заучивать стихотворения, создавать условия для рассматривания книг с иллюстрациями лучших художников. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.

      Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

 Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.

       Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

       В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль играет художественная литература. Во всех образовательных областях художественное слово, поговорка, загадка имеют важное значение в более глубоком осмыслении ребенком цели любой деятельности.

       Знание возрастных особенностей восприятия детьми дошкольного возраста литературного произведения позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения качественно разработать содержание литературного образования и на этой основе реализовать задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста». Работая с художественной литературой, мы можем без труда интегрировать ее с другими направлениями развития.
       Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно -  речевого развития ребенка, помогает быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям.

      Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное. Художественная литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Она воздействует на чувства и разум ребенка, развивает восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

       Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, общения с книгой человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.  

         В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. 
Задачи по ознакомлению с художественной литературой:

1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2.Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы (проза, поэзия, об их специфических особенностях, образность  языка).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

4.Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

      Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, т.к в дошкольном возрасте ребёнок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой литературы (с произведениями А.С.Пушкина, Л.Н Толстого, К.Д Ушинского, братьев Гримм, Г.Х Андерсена и др.).

    В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

      Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического  развития важен правильный подбор художественных произведений.

       Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о  доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.

     Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

      Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

       Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  Особое внимание нужно обращать на отбор художественной литературы, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям, с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений; и на перенос этих представлений в жизнь и деятельность дошкольников. Моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

        Решая задачи воспитания детей средствами искусства, обращаются к классической русской, к отечественной, зарубежной литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, П.П. Ершова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина; из переводных авторов – Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.–Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

        Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший»), то педагог помогает им выделить главное качество персонажа и обосновать свою оценку.

         Например, С. Михалков «Как друзья познаются», Л. Толстой «Лев и собачка», Е. Пермяк «Надежный человек», В. Катаев «Цветик–семицветик», К. Ушинский «Сила – не право», А. Гайдар «Чук и Гек» и др. -  данные произведения используются для того, чтобы продолжить разговор с детьми о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде.

        Для воспитания у детей гуманного отношения к животным подойдут такие произведения как: Н. Гарин–Михайловский «Тема и Жучка», А. Куприн «Белый пудель», М. Горький «Воробьишко», рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина.

         Б. Житков «Почта», С. Сахарнов «Два радиста», С. Баруздин «Морской кортик», Т. Горская «Колин папа», Э. Цюрупа «Олешек», И. Туричин «Человек заболел» – эти произведения используются для воспитания у детей гражданских чувств, смелости, гордости за героические дела, совершаемые детьми.

        Формируя у детей представления о правдивости, доброте, справедливости можно предложить прослушать такие рассказы как Л. Толстого «Косточка», Н. Носова «Фантазеры» и др.

         Беседы о сказках «Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г.–Х. Андерсена, рассказе «Серая Звездочка» Б. Заходера и т. п. помогают формированию у детей чувства доброжелательности по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.  Все это помогает дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый», «аккуратный», «заботливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников. Таким образом, дети в дальнейшем усвоят те нравственные ценности, которые поощряются обществом. На этой основе у них сформируются зачатки общественного мнения.

             Приобщение дошкольников к художественной литературе может осуществляться через различные формы работы:

  • Выставки книг, создание библиотеки в группе, экскурсии в библиотеки города;
  • Разработка цикла творческих занятий по ознакомлению детей с художественной литературой;
  • Инсценирование – эту форму работы важно применять в образовательной деятельности и вне ее (виды инсценировок: игра – драматизация на занятии, кукольный спектакль в полном исполнении детьми, театрализованное выступление детей на сцене детского учреждения и посещение младших групп);
  • Рисуночные игры: «Рисуем любимого героя», «Читаем и рисуем сказки», «Иллюстрации к книжкам» это развивает чувственное восприятие и воображение;
  • Работа с родителями. Родительские собрания: «Особенности восприятия художественной литературой», «Ребенок и книга». Консультации: «Родителям о воспитании», «Круг детского чтения. Принципы его формирования». Беседы «Растим любознательных», «Нравственное воспитание ребенка». Привлечение родителей к мероприятиям способствующих совместной деятельности детей и взрослых;
  • «Литературная гостиная», конкурсы чтецов, посещение театрализованных представлений, творческие вечера поэтов и писателей. Главная задача этого метода – развитие интереса к музыкальным и литературным произведениям, активизация слушательских впечатлений, гармонизация личности, развитие способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции — возможность для детей испытать себя в разных видах художественной практики.

         Работа коллектива педагогов МБДОУ Детского сада № 42 города Гуково, направлена на последовательное воспитание у детей общей культуры с учетом индивидуальных интересов и способностей, содействие формированию эстетического отношения к окружающему и целостной картины мира, гармонизации мировосприятия, открытия своего творческого «Я». Педагогами, при участии родителей воспитанников проводятся  интересные мероприятия по приобщению детей к художественной литературе, спланирована содержательная педагогическая деятельность, а также всевозможные семейные и педагогические проекты.

        Итогом одного из таких проектов стала литературная гостиная «Наш Чехов», где, старшие дошкольники погрузились в атмосферу времен Антон Павловича и его героев. Литературная гостиная - это  приобщение к творчеству и миру великого писателя, это воспитание искусством, нравственное воспитание, воспитание культуры поведения,  возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества и гуманизации дошкольного образования.

         По завершении данного проекта у детей развиты представления об основных категориях человеческих отношений. Они умеют обосновывать выбор нравственных и безнравственных поступков, способны эмоционально переживать.

        Приобщая ребенка к литературе, взрослому придется рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем даст свои плоды. Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

   Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. Важно донести содержание книги до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление. Также воспитателю нужно знать самому и объяснять родителям, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности, что она оказывает на человека латентное (скрытое), не проявляющееся сразу воздействие.

        Целесообразно использовать следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением:

  • Чтение произведения.
  • Беседа о прочитанном.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Игры-беседы детей с персонажами.
  • Этюды на выражение эмоций у детей.
  • Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.      

        Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь. 

       Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения. После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

    Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.  Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

        На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа. Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи. В результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

       При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема — оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. Для этого воспитатель может предложить показать понравившихся ребятам персонажей из рассматриваемого произведения или перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами своё отношение к ним.

         Знакомые рассказы, сказки для повторения можно предложить детям в форме игр-драматизаций, инсценировок, выступлений в других группах. Такая форма работы требует большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа: изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание увидеть результат. Этот метод становится одним из средств развития детского творчества в т. ч. и творческого восприятия и интерпретации литературных произведений, глубокого проникновение в их содержание, образы главного героя сказки или рассказа, их переживания поступки. Здесь могут быть использованы различные песни, музыкально-ритмические композиции, музыкальные связки.

        Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестами, интонации. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией  - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

        Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

       Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др.

       Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

         Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.

          Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко их перенося на другое содержание.

       Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия и воспитателей и родителей. Задача педагогов – приобщение подопечных к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информационные стенды, а также провести индивидуальные консультации.

Советы педагога родителям: 

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

 2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. 
4. Передавайте голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. Если вы читаете ребёнку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец. 

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.

8. Сделайте из чтения любимый семейный ритуал.

9. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку.

         Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность слышать художественную выразительность слова, закладывается основа формирования любви к родному языку, его выразительности, точности, меткости, образности. Важно помнить, что все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kingban (19.05.2016)
Просмотров: 2526 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп