Суббота
18.05.2024
22:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 556

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

Третьякова В.Е. "Поделись улыбкою свою!"

«Поделись улыбкою своей,

И она еще не раз к тебе вернется…»

М. Пляцковский

Эмоции рассматриваются – как помощь ребёнку адаптироваться к той или иной ситуации. Они участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, способствуют социальному и нравственному развитию, а также влияют на все компоненты познания. Для психического здоровья необходимо  сбалансированность эмоций, а их разбалансировка способствует возникновению эмоциональных расстройств.

Авторские методические разработки, которые апробированы в деятельности педагогов-психологов нашего города помогут организовать коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.         

Предположим, прямо сейчас у вас спросили бы: «Как вы себя чувствуете? Что бы вы ответили?»

Вы могли:

1) Рассказать, в каком вы настроении, т.е. какие вы испытываете эмоции. Радуетесь ли тому, что закончите чтение главы вовремя и успеете на вечеринку? Злитесь ли из-за того, что начальник наорал на вас по телефону?

2) В общих словах дать представление о степени испытываемого стресса. Как вы считаете, справитесь ли вы со всеми заданиями, которые необходимо выполнить? Или кажется, что их многовато?

3) Сообщить о своем психическом или физическом здоровье. Чувствуете ли вы, что вам начинает нездоровиться? Или чувствуете себя хорошо во всех отношениях?

Только представьте, какой была бы жизнь, если бы Вы мыслили и действовали, но ничего не чувствовали. Отказались бы вы от способности испытывать страх, если бы заодно потеряли способность испытывать прилив страсти при жарком поцелуе любимого человека? Вы бы отказались от печали ценой радости? Конечно же, такие сделки оказались бы никуда не годными и вы бы о них сразу бы пожалели.

На минуту у каждого человек может возникнуть соблазн представить себе эмоцию всего лишь как чувство: «Я чувствую себя счастливым» или «Я чувствую гнев», но  нам понадобится более емкое определение этого важного понятия, которое имеет отношение и к телу и к разуму.

Современные психологи определяют эмоцию как сложную совокупность телесных и психических изменений, включающую в себя психологическое возбуждение, чувства, познавательные процессы и поведенческие реакции, возникающие в ответ на ситуацию, которая воспринимается как личностно значимая. Для того чтобы понять важность всех этих компонентов, представьте ситуацию, в которой вы счастливы. Ваше психическое возбуждение может выразиться в слегка учащенном сердцебиении. Чувства будут позитивными. Связанные с этим познавательные процессы включают в себя истолкования, воспоминания и ожидания, которые позволяют отнести ситуацию к разряду счастливых. Внешнее проявление может быть выразительным (улыбка) или направленным на совершение поступка  (вам захочется обнять любимого человека). Все это составные части – возбуждение, чувства, мысли и поступки  [4].

Познавая действительность, человек, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют,  другие – печалят, третьи – возмущают и т. д. Радость, печаль, страх, гнев и другое – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.

Эмоции – это пробные камни человеческого опыта. Они обогащают взаимоотношения с другими, придают характер и многозначность содержимому в памяти.

В своей работе большое внимание я уделяю развитию эмоционально-волевой сферы детей. Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики, который не может быть сведен только к развитию интеллекта. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С.Выготский, с глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребенка [1].

Изучение генезиса человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение: воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие чувства вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи и т.д.

Эмоции человека воздействуют на все компоненты человеческого познания:

ü Ощущение. Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны.

ü Восприятие. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный же человек замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

ü Воображение.

ü Память. Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда то владевшие ими. Эмоции связаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

ü Мышление. Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные, ее уменьшают. Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются: сам мотив, послуживший основой принятия решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств. В том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование ит.д.).

Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. И если вовремя не обратить  внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия. Разбалансировка чувств, способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению социальных контактов.

Большую роль в формировании эмоциональной сферы играют игрушки, которые окружают ребенка. Рекомендуется приобретать малышу игрушки, которые соответствуют его возрастным потребностям, и следить, чтобы они были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции.

Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Можно рисовать с малышом, прослушивать детские песенки, ходить на выставки и концерты. Произведения искусства развивают способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих чувств.

 При этом совершенствуется мышление. Ребенок становится чутким к красоте и в жизни.

Огромную роль на  формирование позитивных эмоций у малыша оказывают обычные  сказки. Организуйте ритуал чтения литературных произведений перед сном. При этом следует помнить, что читать нужно выразительно, с яркими эмоциями, а затем побеседовать о причинах и следствиях поступков героев, поощрять ребенка к высказыванию личного отношения к тем или иным поступкам героев, учит делать определенные выводы.

Еще одним немаловажным фактором в воспитании ребенка является фокусирование его внимания на положительных моментах в его общении со сверстниками. Рассказывайте ему, как это весело и здорово – играть вместе с ребятами в пятки, качаться на качелях, строить город из песка и устраивать гонки с машинками Можно предложить ребенку нарисовать радостные моменты, которые он пережил за прошедший день. Или поговорить с ним о ситуациях, в которых он испытывал чувство радости и удовольствия. Таким образом, взрослые учат ребенка фиксировать его внимание на положительных эмоциях, позднее он начнет их осознавать сам, легко научится находить в жизни повод для радости и улыбки.

 В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне  этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – бесцветна. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо  невозможно представить себе какую-то деятельность без ошибок, срывов, неудач.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения.

Часто отрицательные ситуации приводят к возникновению эмоциональных расстройств у детей. В этой ситуации педагоги, родители должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

В настоящее время  у многих детей отмечаются состояние эмоциональной напряженности, регресс эмоциональной децентрации и, как следствие, напряженные отношения в семье, в детском коллективе.

Следовательно, задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка управлять своими чувствами, рассказывать о своем внутреннем мире, научить слушать, слышать и понимать эмоциональное состояние окружающих, способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно, а многие свойства обычных на взгляд взрослого предметов и явлений, которые для него давно стали понятны и привычны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.

Самым лучшим способом развития эмоционального мира являются игры [2]. В процессе игры расширяется детский эмоциональный словарь, который потом даст возможность обозначить словом те эмоции, которые переполняют ребенка, в доступной форме объяснить ему, как лучше понять то, или иное состояние – свое или других детей, тем самым, облегчая его проживание. Эта работа основывается на положительных эмоциях, которые стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.

Формирование эмоций, коррекцию недостатков эмоциональной сферы целесообразно рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач работы педагога-психолога.

При работе с детьми в данном направлении мною  используются следующие методические средства:

  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и « сила воли».
  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные, невербальные игры и «мысленные картинки».
  • Коммуникативные игры.
  • Ролевые игры.
  • Релаксационные методы.
  • Психогимнастические игры.
  • Направленное рисование.
  • Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или ребенком) от первого лица, где вместо главного персонажа - «Я», чтение детских потешек с чередованием движений, темпа, громкости речи.
  • Элементы сказкотерапии с импровизацией.

На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

В коррекционно-развивающей работе по формированию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста я использую собственные авторские методические разработки, которые направлены на развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста и позволяют вовремя их корректировать.

Авторские методические разработки

  • «Театр настроений»

Цель: эмоциональное сближение детей. Развитие фантазии, воображения. Умение  сопереживать, чувствовать состояние других

Педагог приходит в группу с волшебными очками. Обыгрывает момент попадания в сказку. Вместе с детьми идет в игровую комнату, оформленную в виде сказочного лес (у каждого пенька, под каждым кустиком какое-либо животное - мягкие игрушки).

Педагог-психолог: С помощью волшебных очков мы попали в сказку. Посмотрите, как много в сказочном лесу – зверей!

Дети выбирают себе игрушку, которая понравилась, и садятся в круг.

Педагог-психолог: Пощупайте своих друзей. Давайте их порадуем добрыми словами.

Дети говорят своим игрушкам – добрые слова. В случае затруднений педагог помогает им. Затем отпускают своих друзей-зверей погулять (усаживают свои игрушки в любом месте леса).

Педагог-психолог: Посмотрите, в нашем лесу растет необычная ромашка. Она сможет нас переносить в разные места. Хотите побывать на полянке РАДОСТИ?

Далее педагог-психолог срывает один лепесток, и дети оказываются на полянке РАДОСТИ.

Дети вместе с педагогом-психологом выполняют этюды—                        « Кто как радуется?», «После дождя».

Далее педагог-психолог срывает следующий лепесток, и дети попадают на полянку ПЛАКС.

Педагог-психолог: Девочки и мальчики посмотрите, здесь сидят два медвежонка. У них очень болят животики. Они объелись зеленых яблок.

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим.

Дети «рассказывают» четверостишие мимикой, жестами, движениями.

Далее выполняется упражнение «Медвежонок—веселый—грустный». Дети изображают медвежонка, потом грустного медвежонка, веселого медвежонка (педагог служит образцом).

Педагог-психолог: Посмотрите, как много на полянке зеленых и красных яблок. Поможем медвежатам их собрать?

Проводится игра «Собери яблоки!». Дети собирают зеленые  яблоки в - зеленую корзину, красные   - в красную.

Проводится игра «Тихий час для медвежат». Педагог предлагает детям превратиться в медвежат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики – наелись. Показывают, что хотят спать. Затем дети-медведи укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации.

Педагог-психолог: Понравилась прогулка по волшебному лесу? (Ответы). Мне тоже  с вами было так весело! Сейчас мы наденем волшебные очки, сказочный лес исчезнет,  и мы  окажемся в детском саду.

Спасибо всем. До свидания!

  • «Игра-интервью»

Цель: расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики и пантомимики); выяснить, с какими цветами у ребенка ассоциируются различные эмоции.

Возраст: 5-7 лет.

Ход игры: Педагог-психолог говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задает вам различные вопросы».

Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребенку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.

Примерные вопросы и незаконченные предложения:

Когда люди смеются?

Что вы чувствуете, когда другие смеются?

Почему?

Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет?

Почему?

Люди обижаются, если …

Люди удивляются, если …

Люди радуются, если …

Люди сердятся, когда …

Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные,

Сердечные, забавные,

Сердитые и славные,

Веселые, печальные,

Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,

Как клоун на манеже,

И робко потянуться,

Как маленький подснежник.

Попробуй рассердиться,

Как злющая оса.

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

Попробуй шею важно,

Как лебедь выгибать

Все скажут: «Он отважный!»-

И будут уважать [3].

  • «Игра – морщинки»

Цель: снятие  эмоционального напряжения.

Возраст: 5-7 лет.

Ход игры: Педагог-психолог предлагает:

Несколько раз вдохните и выдохните! Вдох – выдох вдох – выдох. И последний раз - вдох – выдох. Отлично…Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови-рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох- выдох. Молодцы! [5]

  • Психотехника «Волшебный клубочек»

Цель: повышение самооценки, снятие психического напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей.

Возраст: 5-7 лет.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ: Эта техника является альтернативой рисованию карандашами, красками и т. д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим и приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Педагог имеет клубок ниток или веревки, разматывая, показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжать «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, Передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии: предметы, пейзажи, людей, какие-нибудь события и т. д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови чего именно. Почему ты его боишься? Какой он? Когда он к тебе приходит?» и т. п. После того, как ответы первого ребенка прошли обсуждение и получили одобрение (поблагодарить за доверие), другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия [2].

  • Техника «Чтение сказок, метафор, сочинение историй»

Чтение и сочинение историй используются в работе с детьми, обладающими живым воображением, а также страдающими различными невротическими расстройствами,  которые, сопровождаются страхами, тревогой, агрессивностью. Эта техника применяется для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, усилить внушение, стимулировать проявление скрытых способностей, показывая возможность благоприятного исхода. Ребенок не гадает над смыслом рассказа, а постигает его благодаря активизации своего  воображения. Метафорическая история включает воображение ребенка и приводит к исцелению благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста.

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКИ: педагог-психолог берет какой-либо сказочный персонаж, который приглашает ребенка вместе с выбранной им игрушкой в кукольный дом, где они вдвоем сочиняют историю. Педагог помогает сочинять историю от лица игрушечного персонажа, незаметно направляет к благоприятным развитиям событий. Историю можно рассказывать детям, куклам рассевшимся рядом. Затем педагог просит закрыть глаза и расслабиться.

Далее педагог предлагает послушать его историю. Это история о «счастливых днях и имеющая хороший финал». В зависимости от текста высоту, темп и громкость голоса следует менять.

Сочиняя истории, педагог использует материалы сказок, мультфильмов, собственное воображение и фантазию ребенка [2].

Таким образом, методы и приемы коррекции эмоциональной сферы дошкольников позволяют педагогам лучше узнать каждого ребенка, понять, какие ощущения у него преобладают при восприятии окружающего, и помочь в случае необходимости. Главная цель развития эмоциональной сферы детей – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Дети стали меньше общаться, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, они значительно реже испытывают чувства восхищения, возмущения и т.д.  Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки важнейший источник формирования чувств дошкольников.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Герриг Р.,Зимбардо Ф.  Психология и жизнь. -   Питер,  2004

2. Данилина Т.А.,Зедгенидзе В.Я.,Степина Н.М.В мире детских эмоций. -   Москва,  2004

3.Истратова О.Н.  Практикум по детской  психокоррекции. -  Ростов-на - Дону, 2009

4.Котова Е.В.В мире друзей. -   Москва,  2004

5.Крюкова С.В.,Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. -  Москва, 2007

6.Хухлаева О.В.,Хухлаев О.Е.,Первушина  И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника?  -  Москва 2007

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kingban (30.09.2016)
Просмотров: 304 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп