Суббота
18.05.2024
21:44
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Нравится ли вам детский садик Рябинушка?
Всего ответов: 1241

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

Венидиктова А.В. "ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ДОНСКОГО КРАЯ"

На  современном этапе духовного возрождения России наше государство ставит одной из важнейших задач – воспитание гражданственности и патриотизма. Эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, возрождения  традиций. В последние годы со всей остротой встаёт задача возвращения личности в контекст культуры, которая с одной стороны, создается человеком, а с другой - культура выступает средством формирования личности. В современной социокультурной ситуации большую значимость приобретают национальные ценности на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. Можно смело сказать, что содержание образования обеспечивает развивающий результат в том случае, если в нём отражён региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство, и выступает средством ежеминутного прикосновения к тому, что определяется понятием «Малая Родина». Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача, особенно актуальная сегодня.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Воспитание патриотизма происходит через региональный аспект культуры Донского края на основе ценностного подхода к пониманию культурных казачьих истоков.

В соответствии с п.2.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования патриотическое воспитание на современном этапе становится неотъемлемой частью педагогической деятельности детских садов, как первых звеньев в непрерывной системе образования, поэтому деятельность с детьми должна содержать региональный компонент.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» [2]. Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, с использованием мини-музея.

         В МБДОУ Детском саду № 42 «Рябинушка» г. Гуково создана система деятельности  по патриотическому воспитанию   дошкольников на основе региональной программы «Родники Дона» как программы развития у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края.

Культуру Донского края невозможно себе представить без народного

искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и

воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет. Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах

искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых

полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому, эмоционально и увлекательно. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста, часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано [1].

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.

Итак, главной задачей детского сада выступает закладывание основ

духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг [6].

О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны исторического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Система занятий строится нами на основе народного календаря, с учетом принципа интеграции знаний о человеке и социальном мире.

Для лучшего освоения нового материала, мы распределили его по блокам. Каждый блок включает в себя беседы, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсии и конечно фольклорные праздники.

Все темы занятий  взаимосвязаны и представляют единый комплекс с учетом усложнения материала, его развития и обобщения.

Для реализации программы созданы педагогические условия:

•        художественно-эстетическая развивающая среда на основе предметов искусства и быта Донского края;

•        образовательная система по приобщению детей к культуре донского казачества;

•        комплексный подход к организации педагогического процесса при активном взаимодействии всех его субъектов: педагогов, специалистов, родителей, детей.

 Вся работа по ознакомлению детей с Донским краем ведется во взаимосвязи со всеми педагогами и специалистами, а также с окружающим социумом: библиотекой, домом культуры, казачьей дружиной.

 В систему работы с детьми включены следующие виды деятельности:

•        художественная деятельность на основе произведений М.А.Шолохова

•        искусствоведческие занятия с детьми

•        игровая деятельность

•        экологическая работа

Данная работа регламентируется следующими нормативными документами:

1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", в котором  определено содержание образовательной области «Познавательное развитие», включающее в себя формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

2) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает одним из уровней общего образования – дошкольное образование и в статье 64. определяет задачи: «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Успешная реализация задач программы областной инновационной площадки: «Формирование гражданских позиций дошкольника в условиях создания интегративной образовательной среды» по программе «Родники Дона» позволила перейти на новый уровень педагогической деятельности – уровень совершенствования форм и методов патриотического воспитания дошкольников. Так в 2015г. была создана собственная система работы по реализации регионального компонента локального уровня. Основные разделы программы были дополнены содержанием локального уровня – уровня города [9]:

1.Раздел «Казаки и казачата». Содержание этого раздела было дополнено (встречи с казачьими  семьями Безбородых И.Н.- атаман казачьей общины, Кондрашкина Е.И., знакомство с традициями и историей этих семей)

2.Раздел «Краски и литература Тихого Дона». При изучении данного раздела, дошкольники знакомились не только с творчеством  донских авторов, но и с литературными произведениями наших городских писателей, таких как А.Н. Белоусов «Грибной сентябрь», «Терриконы», Н.В. Белоусова «Мое вдохновение», Гончаров Б.В. «Не углем единым» и другими.

3.Раздел «Архитектура моего дома». (рассказы об архитектурных стилях городских зданий: Дворец культуры «Гуковский», Дом Детского Творчества; о достопримечательностях города: памятник В.И. Ленина, М. Горького, памятник воинам- интернационалистам Афганистана, стела Шахтерского труда и Славы и др.)

4.Раздел «Народные праздники и традиции Донского края», (традиции празднования городских праздников: День города, День шахтера, День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков).

Интегрированный план по развитию у детей представлений о Донском  крае позволяет вести работу с дошкольниками систематически и  целенаправленно. Подобрано много литературы и видеофильмов по региональному  компоненту, специальных пособий, репродукций, картин, альбомов, фото. Реализация регионального компонента программы начинается с октября месяца, с началом образовательного процесса.

Целью работы нашего дошкольного учреждения является создание образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач коммуникативно – личностного, познавательно – речевого, художественно – эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

         В ходе реализации данной цели,  решаются следующие задачи:

  • Развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории родного края;
  • Создание обогащённой предметно – пространственной среды, способствующей развитию социальных и психологических качеств личности дошкольника в различных видах деятельности;
  • Совершенствование профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников;
  •  Развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края;
  •  Развитие творческого потенциала младших дошкольников, художественно – изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.

Данные задачи реализуются  во всех видах совместной деятельности педагога и ребенка, через НОД, режимные моменты и самостоятельную деятельность детей - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 В своей деятельности мы стремимся донести до сознания дошкольника образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, Донскому краю, казачьим традициям и культуре. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки. Овладение этим компонентом одинаково важно для всех дошкольников. Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа.  Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к пониманию проблем казачества, к продуктивному сотрудничеству с ним.

Работа по приобщению дошкольников к истории Донского казачества охватывает всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, и ведется по основным направлениям.

Очень важно создать предметно — развивающую среду, в которой окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными.  Это поможет детям с раннего возраста понять, что они — часть донского народа. В детском саду функционирует  мини — музей «Комната казачьего быта», в котором ребята могут познакомиться с предметами казачьего обихода: мебелью, утварью, одеждой Донских казаков. В каждой групповой комнате оформлены предметно — развивающие зоны: макеты «Казачий курень», «Подворье казака»; мини — музеи: «Казачья кухня», «История моего города», «Казачья слава».

В процессе ознакомления дошкольников с историей родного края широко используются все виды донского фольклора (песни, былины, легенды, сказки и т. д.) В народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Воспитатели всех возрастных групп активно используют элементы казачьего фольклора во всех режимных моментах, в течении дня (игры донских казачат, стихи, сказки Тихого Дона и другое).

В повседневной работе мы стараемся:

  • использовать такие формы работы как игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках;
  • побуждать детей к созданию образов героев любимых казачьих сказок, легенд;
  • на занятиях по ИЗО самостоятельно изображать предметы казачьего быта, расписывать костюмы элементами символики, изготовлять игрушки ( лепка, конструирование );
  • учить детей давать оценку, высказывать свое мнение по поводу мировоззрения донских казаков в прошлом;
  • использовать в работе с детьми речевые обороты донских казаков;
  • изучать жизнь казачества в городе и деревне, их особенности путем сравнений;
  • знакомить с архитектурой, живописью путем рассказов, бесед, экскурсий по городу;
  • разъяснять родителям значимости казачьих традиций, обычаев;
  • использовать в свободной двигательной деятельности детей казачьи игры, а также при проведении занятий, на прогулке.

         Для оценки и контроля степени усвоения программы «Родники Дона», была разработана система мониторинга достижений воспитанников. Для этого, с учётом требований ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ, были определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства:

  • дошкольники имеют представление о донском крае, своем населенном пункте,  проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонны наблюдать, экспериментировать;

·        владеют основными культурными способами деятельности, способны проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; имеют заинтересованность в познании истории и культуры родного края, общении с ней;

  • дети имеют  интерес и способности к эмоциональному переживанию в процессе общения с произведениями искусств, способности к эмоциональному переживанию их субъективной и общественной ценности;
  • имеют социокультурный опыт, как опыт жизнедеятельности ребенка, приобретаемый и реализуемый в ходе познания произведений искусств донских авторов, общения в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;
  • познают  ценности и открытия личностных смыслов на материале истории и культуры Донского края.

              Разработанная система мониторинга позволяет выявить степень соответствия результатов образовательной деятельности федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

           В программе «Родники Дона» (авторы: Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А.)  отсутствует перспективно – тематическое планирование образовательной деятельности по возрастам обучающихся. Поэтому было  разработано перспективно – тематическое планирование образовательной деятельности по образовательным областям ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста. Данный опыт работы представлен на городском семинаре для педагогов ДОУ «Создание благоприятных условий для совершенствования и повышения качества воспитательно-образовательного процесса в условиях инновационной деятельности дошкольного учреждения».

На базе МБДОУ была создана областная инновационная площадка «Формирование гражданских позиций дошкольника в условиях создания интегративной образовательной среды». Находясь в постоянном поиске новых форм  и методов повышения  качества патриотического воспитания, мы обратили внимание на педагогическое проектирование и стали использовать его как педагогическую инновацию. Именно педагогический проект позволил нам   организовать самостоятельную деятельность детей и родителей, которая завершилась бы созданием нового творческого продукта – мини – музея «Уголок казачьего быта». В результате  на первом этапе областной площадки был разработан и реализован проект музейной экспозиции «Уголок казачьего быта». Особенностью такого уголка является то, что в его создании участвовали  дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в нашем не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.

         Таким образом, наша работа по формированию у детей дошкольного возраста основ культуры Донского края продолжается, но можно подвести некоторые итоги. Систематические занятия, их целенаправленность, игровая форма - способствуют успешному решению задач, связанных с развитием интереса у детей к изучению знаний Донского края и его окружающего мира. Приобщение детей к истории и традициям своего родного края является составной частью воспитания общей культуры человека.

Для того чтобы сформировать устойчивые знания и прочные навыки культурного воспитания, знания о родном крае, природы Дона, казачьего фольклора у детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить детей постоянно, но ненавязчиво, используя каждый подходящий момент. Идеально подойдут для этого прогулки в парке, экскурсии в музеи, путешествия по Ростовской области и краю, а  организация и проведение занятий, конкурсов, праздников помогает самоутверждению дошкольников.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников - С. – Петербург, Детство – Пресс, 2008 г.
  2. Илющенко Р. «Что значит быть патриотом?» Москва, 2004г.
  3. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Минск, 2007г.
  4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Издательство: ТЦ Сфера, 2007г.
  5. Князьков С. «Патриотами не рождаются, патриотов воспитывают» Красная звезда, 2002г.
  6. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Издательство: ТЦ Сфера, 2010г.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду – М., Линка – Пресс, 2006 г
  8. Полякова Т.В. «Знакомим детей с малой Родиной» Москва, 2007г.
  9. Чумичева Р.М., О.Л. Ведмедь, к.п.н., доц. Н.А. Платохина «Родники Дона».

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kingban (30.09.2016)
Просмотров: 2950 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп