Воскресенье
05.05.2024
16:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский Сад Рябинушка
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Пожарная безопасность [0]

Наш опрос
Нравится ли вам детский садик Рябинушка?
Всего ответов: 1241

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Высшая школа делового администрирования описание к изображению
Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

Куляба Г.Н.

1 слайд Духовность -- отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений

Воспитание духовности подрастающего поколения является ключевой проблемой развития современного общества, приоритетной направлением образовательной политики РФ. Определение духовности в отечественной философии опирается на ряд подходов известных ученых и общественных деятелей: Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Д.С. Лихачев, Л.Н. Толстой, Н.Д. Никандров и др., которые в это понятие включают различные аспекты - философский, антропологический, психологический, педагогический, лингвистический. В общем смысле духовность определяется как то, что возвышает личность над физиологическими потребностями и относится к высшим запросам души и духа человека, определяет его основу. Данный подход не противоречит определению духовности, предлагаемого в словаре С.И. Ожегова: "Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными". Нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (С.И. Ожегов).

Для результативного духовно-нравственного воспитания детей необходимо создание единого воспитательного пространства и определение наиболее эффективных средств и способов психолого-педагогического воздействия, проектирование содержание образования с учетом возрастных особенностей воспитанников. Для детей дошкольного возраста воспитание духовности может быть эффективно реализовано в процессе приобщения детей к природе Донского края.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Родная природа является источником первых знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Человек всегда и везде, в той или иной форме соприкасается с природой. В духовно-нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Непосредственным условием выживания является совершенствования самого человека: поднятие его духовности и нравственности, цивилизованности и образованности, развитие духовной утонченности и творческой активности. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое образование. Оно предполагает, прежде всего, познание живого и неживого, которое рядом с ребенком, взаимосвязь со средой обитания и выработке на этой основе правильных форм взаимодействия с природой.

2 слайд. Огромный интерес дошкольника к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослым делает этот этап в жизни ребенка основополагающим для духовно-нравственного развития.

Проблема воспитания духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края многогранна.

Целью духовно - нравственного воспитания является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров к родной природе и к самому себе. В ходе реализации намеченной цели ставятся задачи:

1) развивать у детей дошкольного возраста экологические представления о природе родного края и правилах поведения в ней;

2) пробуждать чувство ответственности за природу и активизировать личное участие в ее охране;

3) расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.

3 слайд

ПРИНЦИПЫ :

Интегративный подход к проведению работы по экологическому воспитанию, то есть проникновение экологического воспитания во все виды деятельности.

Принцип сотрудничества и единства требований.

Реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей.

4 слайд Система работы по духовно - нравственному развитию ребенка через ознакомление с миром природы складывается из тех методов и средств экологического воспитания, которые направлены на развитие эмоционально - чувственной сферы, развитие его душевных качеств. Эти средства не новы:

* наблюдения в природе

*трудовые действия в природе

*игровые обучающие ситуации

*праздники, развлечения, театрализованные занятия

*беседы групповые и индивидуальные

*ознакомление с художественной литературой о природе Донского края

*воспитательные возможности народной педагогики

5 слайд

Одним из наиболее действенных таких средств является использование в своей работе воспитательных возможностей народной педагогики. Природа в устном народном фольклоре представлена столь обширно и поэтично, что при желании воспитателю не составит труда подобрать материал по любой тематике и практически каждое занятие украсить пословицей, поговоркой, басней. Народная мудрость взяла у окружающей природы и трансформировала в природу человеческой души, личностных качеств то, что даёт представление о неразрывной связи этих двух миров: природы и человека.

В народной педагогике с помощью устного народного творчества детям передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий.
Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и былинами, например, о леших и водяных, вооружала детей правилами поведения в лесу, на воде. Чаще забавные, но иногда и страшные истории служили предупреждением, уроком.

6 слайд

Особенность использования наблюдений за миром природы в целях нравственного и духовного развития ребёнка заключается также в нравственно-ориентированной направленности этого метода. Организуя наблюдения за растениями и животными, необходимо обращать внимание детей на их характерные и отличительные признаки с учётом нравственного и эмоционального критерия. Например, отмечать такие признаки, как трудолюбие пчёлки, ласковость кошки, преданность собаки, трогательную хрупкость первого весеннего росточка, стройность берёзки, крепость и основательность дуба. В наблюдении за явлениями природы активнее использовать эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и сравнения, объясняя детям их значение.

Большое значение для развития духовного мира ребёнка оказывает непосредственное общение его со взрослым, с воспитателем. Поэтому в своей работе по ознакомлению с миром природы нужно уделять большое внимание организации бесед, как групповых, так и индивидуальных. Особенность этой работы заключается в том, что необходимо организовать взаимодействие педагога с ребёнком так, чтобы они оказались друзьями, сотрудниками, спутниками на дороге познания. А это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к личности самого педагога. В работу по наведению порядка в душе надо включать и себя самих, и родителей воспитанников. Если педагог удивляется тому, что открывает в самом себе с помощью своих питомцев, он продолжает развиваться, а не функционирует по схеме «подготовил - рассказал - выслушал - оценил». И общение с таким педагогом поможет ребёнку вырасти в духовно богатую, творческую, саморазвивающуюся личность, характеризующуюся нравственным отношением к миру.

7 слайд

В работе по нравственному и духовному развитию детей через экологическое воспитание также актуален метод использования трудовых действий в природе. Труд доставляет много радости, воспитывает бережное отношение к природе, формирует у детей осознание причастности к миру природы. Труд в природе, как созидательный процесс, побуждает детей к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, и соответственно формирует нравственную позицию по отношении к миру.

Большое значение в воспитании осознанного, эмоционально-ценностного отношения к природе, играет использование художественной литературы. Произведения художественной литературы знакомят детей с жизнью животных в природе, помогают детям увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира, учат на примере литературных героев и персонажей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки. Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают детям богатый опыт в выборе нравственного пути.

Следует отметить, что более полного восприятия, как произведений художественной литературы, так и фольклорных необходимо иметь представление о традиционной культуре народа, в том числе и о мифологических воззрениях на природу. Чрезвычайно важно, чтобы воспитатели понимали те метафоры и сравнения, которыми изобилуют эти произведения.

8 слайд

Использование игровых обучающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Через игровую деятельность ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы. Например: организация дидактических игр «Чей клюв?», «Кто кормушке прилетел», «Времена года», «Экологические цепочки» и т.д.

9 слайд Критерии оценки эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой

1. Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков

2. Реализация элементарных навыков рационального природопользования

3. Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе

4. Желание участвовать в посильной практической деятельности

5. Эмоционально окрашенное отношение к объектам природы

6. Эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей по отношению к природе

7. Сформированность чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира

8. Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков

9. Способность видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы

10 слайд Благодаря системной работе, дети получат возможность постигать мир ближайшего окружения, у них станут зарождаться сочувствие и сопереживание к миру родной природы, проявится заботливого отношения к тем, кто в это

Категория: Мои статьи | Добавил: педагог (23.12.2017)
Просмотров: 563 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • навигатор доп